ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
1
УДК 629.015
Теоретическая оценка работоспособности
перспективных конструкций непневматических шин
Г.П. Еремин
1
, А.Б. Карташов
1
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва 105005, Россия
Обоснована актуальность применения непневматических шин на со-
временных образцах автомобильной техники. Предложен метод
сравнительного анализа различных конструкций непневматической
шины на основе статического расчета и анализа их тепловой нагру-
женности. Даны выводы о работоспособности конструкций, целесо-
образности их применения, а также о практической ценности пред-
лагаемого метода.
E-mail:
;
Ключевые слова:
колесный движитель, полиуретан, метод конечных
элементов, математическое моделирование, ведомый режим качения
колеса.
Сегодня производители шин активно ведут работы по разработ-
ке конструкций, способных поддерживать автомобиль в рабочем
состоянии при падении давления воздуха в шине. Один из путей
решения этой проблемы — применение безвоздушных шин, устой-
чивых к перепадам давления, температуры и проколам. Все эти
свойства достигаются, как правило, установкой на колесо специаль-
ного упругого элемента, воспринимающего все нагрузки и обеспе-
чивающего плавное движение автомобиля без применения газона-
полненной оболочки.
Непневматические шины (НПШ), не требующие создания избы-
точного давления внутри покрышки, особенно актуальны для брони-
рованной техники; они также используются в сельском хозяйстве,
транспортных погрузчиках, карьерных самосвалах, скутерах и вело-
сипедах. Несомненное достоинство таких шин — устойчивость к
проколам, основной недостаток — невозможность использования
конструкции на высоких скоростях при применении традиционных
эластичных материалов вследствие высокого тепловыделения, при-
водящего к разрушению. Использование современных композицион-
ных материалов, обладающих малым внутренним гистерезисным
демпфированием, открывает новые возможности применения НПШ.
Конструкция такого колеса должна обладать необходимой несущей
способностью, боковой жесткостью, малым сопротивлением качению
и надежностью, при этом необходимо эффективно отводить выделя-
ющуюся теплоту во время эксплуатации [1].
На сегодняшний день наибольшее распространение получили
монолитные конструкции, выполненные из различных сортов резины