ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
179
выборе конструкции, оценить температурное состояние и запас
прочности высоконагруженных областей, составить представление о
характере течения в узлах агрегата.
Данное исследование проводится с помощью программы ANSYS
CFX — одного из программных пакетов для расчета и визуализации
задач гидро- и газодинамики. Математическое моделирование позво-
ляет значительно снизить количество испытаний с использованием
дорогостоящей материальной части и получить полную картину про-
цессов, происходящих в трактах БТНА, что при модельных испыта-
ниях невозможно.
На первом этапе, необходимом для проведения моделирования,
разрабатывают 3
D
-модели исследуемого агрегата или его частей. Мо-
дели создаются в таких пакетах САПР, как SolidWorks или
Pro/ENGINEER, затем полученные твердотельные модели должны
быть “инвертированы”, т. е. требуется получить модели проточных
частей агрегата.
Вторым важным этапом является дискретизация расчетного объ-
ема. С этой целью используют программы для построения расчетных
сеток, с помощью которых разбивают расчетную область на элемен-
тарные ячейки. От степени дискретизации напрямую зависит каче-
ство моделирования, что приводит к значительному объему предва-
рительной работы. Простейший метод обеспечивает автоматическое
построение тетраэдрических сеток (объем разбивается на элементар-
ные тетраэдры), доступное в ряде программ. Однако предпочтитель-
нее оказался метод построения “структурированных” гексаэдриче-
ских сеток (в идеальном случае элементарным объемом является
куб). Представляет интерес задача построения сетки для канала шне-
ка, который имеет сложную винтообразную геометрию переменного
сечения и большие углы разворота потока (рис. 3).
Рис. 3. Структурированная сетка межлопаточного канала шнека