ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
177
сти и улучшение работы узлов и устройств агрегата может внести
значительный вклад в повышение КПД бустерного насоса.
Особенности шнеков бустерных ТНА.
Наибольшее распро-
странение в ракетной технике получили “предвключенные” шнеки,
установленные перед центробежными колесами основного ТНА. Они
служат для повышения давления перед центробежным колесом в це-
лях исключения кавитационного срыва работы последнего, но в от-
личие от насосов БТНА имеют более высокую частоту вращения.
Исходя из этого, основным направлением исследований и их совер-
шенствования было повышение характеристик всасывания шнека, в
то время как течение в межлопаточном канале и напор при проекти-
ровании не являлись определяющими факторами [2].
При проектировании осевого насоса как самостоятельного агре-
гата требуется уделять гораздо больше внимания геометрии шнека,
так как КПД лучших образцов находится в районе 0,5. Поэтому при
увеличении напора шнека геометрия простого винтового насоса зна-
чительно усложняется (рис. 2): используют втулку переменного диа-
метра; лопатки переменного шага; непостоянную толщину лопаток;
могут использоваться дополнительные (напорные) лопатки.
Рис. 2. 3
D
-модель шнека БТНА