Е.В. Хахулина, Д.К. Исаев, Н.А. Кабанов, К.В. Демченко и др.
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 10·2017
ровать функционирование технических систем при нештатных ситу-
ациях, сократить сроки и повысить качество разработки изделий за
счет отработки проектных решений на виртуальных моделях.
Апробация технологии проектирования на основе функциональ-
ных моделей проводится в РКК «Энергия» с 2009 г. В качестве инстру-
мента функционального моделирования используется программный
комплекс Siemens LMS Imagine.Lab AMESim [1]. Целями апробации
являются оценка возможности применения данной технологии для из-
делий РКТ при проектировании систем и агрегатов различного назначе-
ния, оценка эффективности ее использования и достоверности получа-
емых результатов.
В настоящей статье дано описание разработанных функциональ-
ных моделей и результатов их верификации. Разработаны модели
функционирования в полете фрагмента двигательной установки раз-
гонного блока, процесса разделения составных частей перспективно-
го изделия, гидравлических контуров систем терморегулирования,
электромеханических приводов, агрегатов ПГС, пирозамка, релейно-
го прибора и электрической цепи. Выполнено сравнение и получено
хорошее совпадение результатов моделирования с эксперименталь-
ными данными и/или данными расчетов.
Моделирование функционирования фрагмента двигательной
установки разгонного блока.
Моделировалось функционирование
пневмогидравлических средств подачи жидкого кислорода в марше-
вый двигатель разгонного блока ДМ-SLБ в условиях полета. Модель
включала в себя: емкость с жидким кислородом; баллоны с газом при
криогенных температурах; элементы средств подачи компонентов топ-
лива в маршевый двигатель (трубопроводы, клапаны, дроссели и пр.);
элементы системы управления.
Для моделирования ставились следующие задачи:
•
разработать модель фрагмента двигательной установки;
•
получить графики изменения основных параметров, характери-
зующих физические процессы в двигательной установке в
условиях полета;
•
сравнить результаты моделирования с результатами расчетов
по методике РКК «Энергия» и данными полетной телеметрии.
В модель закладывались характеристики и циклограмма функци-
онирования в полете пневмогидравлических средств разгонного бло-
ка ДМ-SLБ №2Л для трех включений маршевого двигателя.
На рис. 1 показан моделируемый фрагмент двигательной уста-
новки.
На рис. 2 показана разработанная функциональная модель.
Для выполнения моделирования была проведена доработка стан-
дартной модели емкости, имеющейся в ПО AMESim, для обеспечения