Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

Е.А. Николаева, О.Л. Старинова

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 7·2017

Актуальность преодоления астероидной опасности в настоящее

время не вызывает сомнений и разработка мер по ее предотвращению

должна стать одной из важнейших задач, которые необходимо ре-

шать человечеству в XXI столетии [4].

В последние годы проблема астероидной опасности (безопасно-

сти) неоднократно обсуждалась на многих конференциях и описана

во многих изданиях [2, 5, 6]. В частности, проблема пролета астерои-

да 99942 Апофис на угрожающее расстояние от Земли в 2029 г., ши-

роко обсуждался в работах [2, 5].

Проведено уже множество исследований по изучению астероидов и

траекторий их движения. Так, в 1975 г. Кларк Р. Чапмен, Дэвид Морри-

сон (David Morrison) и Бен Целлнер (Ben Zellner) разработали систему

классификации астероидов, опирающуюся на показатели цвета, альбедо

и характеристики спектра отраженного солнечного света [7].

Все существующие в настоящее время астероиды ученые подраз-

делили на четыре основные категории, каждая из них названа в честь

наиболее известных представителей: (1221) Амуры, (1862) Аполло-

ны, (163693) Атиры и (2062) Атоны [8]. Категории обозначены по-

рядковым номером астероида, по имени которого названа группа.

Номер любого астероида можно найти в соответствующем каталоге

(например, в поисковой базе данных NASA: JPL Small-Body Database

Browser).

Одной из наиболее важных была разработка качественной шкалы

для оценки опасности столкновения с Землей астероидов и комет.

Автор туринской шкалы — американский астроном Р. Бинзел

(R. Binzel). Туринская шкала состоит из десяти пунктов. В соответ-

ствии с ними астероиды и другие небесные тела классифицируют (с

учетом их размера и относительной скорости) по степени опасности

для Земли [9].

В разные столетия было предложено множество вариантов пре-

одоления астероидной опасности, например, отклонение астероидов

с опасной орбиты с помощью кинетического перехватчика, зеркаль-

ной системы, перекрашивание астероида в белый цвет, применение

ядерного оружия, солнечного паруса, углеродистых сетей и тяжелого

космического аппарата [10].

Целью данной работы является изучение двух методов изменения

траектории потенциально опасного астероида: 1) с помощью грави-

тационного тягача — размещение рядом с астероидом управляемого

космического аппарата (тягача), который за счет гравитационного

притяжения изменяет орбиту астероида; 2) использование двигатель-

ной установки с солнечными источниками энергии, размещаемой

непосредственно на астероиде, в которой вещество астероида служит

в качестве рабочего тела. При этом изменяется масса астероида, на

него действует сила тяги, и астероид отклоняется от опасной орбиты.