Е.А. Николаева, О.Л. Старинова
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 7·2017
Актуальность преодоления астероидной опасности в настоящее
время не вызывает сомнений и разработка мер по ее предотвращению
должна стать одной из важнейших задач, которые необходимо ре-
шать человечеству в XXI столетии [4].
В последние годы проблема астероидной опасности (безопасно-
сти) неоднократно обсуждалась на многих конференциях и описана
во многих изданиях [2, 5, 6]. В частности, проблема пролета астерои-
да 99942 Апофис на угрожающее расстояние от Земли в 2029 г., ши-
роко обсуждался в работах [2, 5].
Проведено уже множество исследований по изучению астероидов и
траекторий их движения. Так, в 1975 г. Кларк Р. Чапмен, Дэвид Морри-
сон (David Morrison) и Бен Целлнер (Ben Zellner) разработали систему
классификации астероидов, опирающуюся на показатели цвета, альбедо
и характеристики спектра отраженного солнечного света [7].
Все существующие в настоящее время астероиды ученые подраз-
делили на четыре основные категории, каждая из них названа в честь
наиболее известных представителей: (1221) Амуры, (1862) Аполло-
ны, (163693) Атиры и (2062) Атоны [8]. Категории обозначены по-
рядковым номером астероида, по имени которого названа группа.
Номер любого астероида можно найти в соответствующем каталоге
(например, в поисковой базе данных NASA: JPL Small-Body Database
Browser).
Одной из наиболее важных была разработка качественной шкалы
для оценки опасности столкновения с Землей астероидов и комет.
Автор туринской шкалы — американский астроном Р. Бинзел
(R. Binzel). Туринская шкала состоит из десяти пунктов. В соответ-
ствии с ними астероиды и другие небесные тела классифицируют (с
учетом их размера и относительной скорости) по степени опасности
для Земли [9].
В разные столетия было предложено множество вариантов пре-
одоления астероидной опасности, например, отклонение астероидов
с опасной орбиты с помощью кинетического перехватчика, зеркаль-
ной системы, перекрашивание астероида в белый цвет, применение
ядерного оружия, солнечного паруса, углеродистых сетей и тяжелого
космического аппарата [10].
Целью данной работы является изучение двух методов изменения
траектории потенциально опасного астероида: 1) с помощью грави-
тационного тягача — размещение рядом с астероидом управляемого
космического аппарата (тягача), который за счет гравитационного
притяжения изменяет орбиту астероида; 2) использование двигатель-
ной установки с солнечными источниками энергии, размещаемой
непосредственно на астероиде, в которой вещество астероида служит
в качестве рабочего тела. При этом изменяется масса астероида, на
него действует сила тяги, и астероид отклоняется от опасной орбиты.