Previous Page  2 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 19 Next Page
Page Background

И.А. Соболев, В.В. Леонов, Т.В. Волкова, П.М. Бечаснов

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 4·2017

ботающими космическими аппаратами (КА) без сведения их с орбиты. Од-

нако высочайшая стоимость создания и снабжения ОС, сопряженная со

сниженной производительностью труда экипажа, препятствует развитию

орбитального туризма и производства, приводящих к росту пассажиро- и

грузопотоков.

Наиболее выгодным является перенаправление через ОС существую-

щего орбитального грузопотока. Орбитальная сборка, квалификационные

испытания с возможностью доработки и довыведения КА многоразовым

буксиром, обслуживаемым с ОС, могут существенно снизить стоимость

развертывания космических комплексов. Возможность возврата на ОС КА,

оказавшихся на нерасчетных орбитах, вышедших из строя, а также нужда-

ющихся в дозаправке или модернизации, позволит высвободить дополни-

тельные ресурсы на поддержание ОС и буксира за счет уменьшения расхо-

дов на производство и выведение новых КА [1].

В настоящее время б

î

льшая часть грузов, как по массе, так и по стои-

мости, выводится на геостационарную орбиту (ГСО) [2]. В связи с этим при

оптимизации ОС под обслуживание межорбитального грузопотока эффек-

тивно оптимизировать ее в первую очередь под геостационарный грузопо-

ток. Такая оптимизация требует определенных технических решений, при-

меняемых как в самой станции, так и в обслуживаемых ею средствах выве-

дения.

К средствам выведения предъявляются следующие требования [3]:

1)

максимальной экономичности по затратам рабочего тела;

2)

минимального времени выведения КА на рабочую орбиту;

3)

максимального срока эксплуатации в космическом пространстве;

4)

ремонтопригодности;

5)

минимальной стоимости разработки, производства, выведения на

орбиту и эксплуатации.

Эти требования по сути своей противоречивы, и выбор должен осу-

ществляться, исходя из итоговой экономической эффективности. В ходе

работы анализировалась возможность использования тросовой системы до-

выведения, электрореактивного и химического буксиров [4]. Проведенный

анализ показал, что существующему техническому уровню и состоянию рынка

выведения геостационарных КА в наибольшей степени соответствует химиче-

ский буксир, по основным техническим решениям, возможно, подобный про-

екту РКК «Энергия» «Рывок» [5], за исключением того, что после аэродина-

мического торможения он возвращается к ОС, а не на Землю. Перспективой

развития может являться электрореактивный буксир, способный транспорти-

ровать КА к станции с последующим возвращением на рабочую орбиту [6].

Для обеспечения экономической эффективности обслуживания КА с

задействованием ОС необходимо снизить стоимость ее создания и особен-

но поддержания. Так, расходы на МКС составляют несколько миллиардов

долларов в год [7], а возможный экономический эффект от довыведения и

обслуживания КА, как ожидается, не превысит полумиллиарда долларов в

год, и только при монополизации рынка [2]. Эта сумма соответствует стои-

мости поддержания российского сегмента МКС [8] и показывает, что без

существенного сокращения расходов добиться самостоятельного экономи-

ческого эффекта проекта будет невозможно.