Table of Contents Table of Contents
Previous Page  2 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 17 Next Page
Page Background

Д.А. Ягодников, А.В. Сухов, Н.Я. Ирьянов, В.И. Лапицкий, С.А. Гришин, А.А. Бунчук

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 1·2017

(ОСИ) регистрируют в основном медленно протекающие процессы,

например изменение тяги двигателя, давления, расхода компонентов

топлива, температуры и др. [4]. Номенклатура регистрируемых и об-

рабатываемых быстропротекающих процессов меньше и включает

вибрации, число оборотов ротора турбонасосного агрегата и некото-

рые другие.

Вместе с тем для создания надежных систем диагностики и ава-

рийной защиты ЖРД необходимо использовать информацию, кото-

рая формируется первичными измерительными преобразователями

(ПИП), опрашиваемыми системой регистрации с большой частотой

(свыше 10…20 кГц). Очевидно, что большая дискретизация полезно-

го сигнала обусловливает применение специальных методов обра-

ботки, например, с использованием математического аппарата теории

вероятностей и математической статистики.

Среди современных высокоскоростных методов диагностики фи-

зико-химических процессов, протекающих в газовых трактах ЖРД,

перспективными представляются бесконтактные методы, основан-

ные, например, на регистрации электрофизических характеристик

продуктов сгорания топлив, содержащих положительно и отрица-

тельно заряженные ионы, электронный газ. Часть электрического за-

ряда выносится из камеры двигателя, создавая плотность электриче-

ского конвективного тока. При этом электрофизические характери-

стики ионизированного газового потока можно контролировать на

основе измерения электромагнитных параметров этого потока как

внутри газовых трактов ЖРД, так и на внешней их поверхности.

Учитывая, что параметры генерируемого продуктами сгорания элек-

тромагнитного поля изменяются с большой частотой, регистрировать

их необходимо также с большой частотой, а для анализа применять

методы, традиционные для теории случайных процессов [5].

Целью настоящей работы являлись регистрация и проведение

корреляционного и спектрального анализа параметров электрических

и магнитных полей продуктов сгорания углеводородного топлива,

истекающих из сопла модельного ЖРД, для создания базы диагно-

стических признаков систем диагностики и аварийной защиты.

Описание экспериментальной установки и модельного ЖРД.

Экспериментальная установка разрабатывалась для проведения ОСИ

модельного ЖРД, моделирования различных аварийных ситуаций в

работе двигателя и регистрации параметров электромагнитного поля

продуктов сгорания углеводородного топлива, истекающих из каме-

ры модельного ЖРД.

Пневмогидравлическая схема (ПГС) экспериментальной установ-

ки (рис. 1) включает камеру модельного ЖРД (рис. 2); магистраль

подачи окислителя (газообразного кислорода); магистраль подачи

горючего (керосин); магистраль подачи азота на продувку магистралей