Инженерный журнал: наука и инновации
# 9·2016 1
УДК 004.93 DOI 10.18698/2308-6033-2016-09-1530
Система распознавания базовых эмоций
на основе анализа двигательных единиц лица
© А.C. Бобе, Д.В. Конышев, С.А. Воротников
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье описан вариант реализации системы распознавания эмоционального со-
стояния человека для поддержки речевого общения с сервисными антропоморфными
роботами. Выполнен обзор существующих подходов к распознаванию эмоций. Разра-
ботан и исследован новый алгоритм оценки базовых эмоций по П. Экману на основе
расчёта 20 информативных признаков изображения лица. Степень выраженности
каждой эмоции оценивается тремя независимыми классификаторами. Алгоритм реа-
лизован в среде Qt и протестирован на двух базах изображений, а также в режиме
реального времени, показав качество распознавания около 85 %. Система предназна-
чена для использования в составе приложений нейрокомпьютерного интерфейса в
системах сервисной робототехники и психологической диагностики.
Ключевые слова:
сервисная робототехника, нейрокомпьютерный интерфейс,
эмоциональное состояние, мимика, распознавание образов, машинное обучение.
Введение.
Системы автоматического распознавания эмоциональ-
ного состояния человека находят широкое применение в медицине
при проведении психологической диагностики, в маркетинговых ис-
следованиях для определения реакции клиентов на товары, в каче-
стве канала информации в детекторах лжи и пр. Особенный интерес
вызывает использование таких систем в робототехнике для решения
задач поддержки речевого общения операторов с сервисными антро-
поморфными роботами [1, 2]. Для них, как правило, необходим есте-
ственный интерфейс управления и взаимодействия с человеком. Он
реализуется, в том числе, путем использования так называемого
ми-
мического аппарата
робота, представляющего собой комплекс про-
граммно-аппаратных средств, поддерживающих речевой диалог и
имитирующих эмоциональное состояние лица.
Физической основой мимического аппарата сервисного робота
является набор приводов-актуаторов, имеющих несколько устойчи-
вых положений. Явно можно выделить минимальное, максимальное
и нейтральное положения актуатора, но в общем случае этих поло-
жений может быть больше. Количество актуаторов также различает-
ся, оно составляет в различных роботах 16–30 штук.
В качестве примера рассмотрим сервисный робот «Алиса», раз-
работанный в Зеленограде [1]. Для синтеза эмоций используют сле-
дующие группы мимических сервоприводов, которые деформируют
силиконовую кожу головы: