А.В. Кудрявцева
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 7·2016
(МВК) «Роскосмос» по итогам аварийного сбоя или катастрофы при
запуске КА или нештатной ситуации (НШС) с ним [2]. Катастрофа
КА практически полностью уничтожает доказательную базу, что за-
трудняет объективное расследование причины НШС. По-видимому, в
качестве доказательства необходимо использовать косвенные дан-
ные, которые могут подтвердить или опровергнуть версию НШС. Со-
гласно выводам по НШС, опубликованным МВК 7 августа 2012 г.,
запуск РН «Протон-М», выводившей на орбиту российский спутник
связи «Экспресс-МД2» и индонезийский спутник «Телком 3», закон-
чился нештатно. Вследствие сбоя в работе разгонного блока (РБ)
«Бриз-М» спутники не были выведены на геостационарную орбиту.
Причиной НШС на четвертом этапе полета стал сбой в тракте надду-
ва топливного бака, в результате чего компоненты топлива перестали
поступать в маршевую двигательную установку (МДУ) РБ и он авто-
матически
(неаварийно —
Авт.
) прекратил работу в 02:00:01 ДМВ через
7,089 с после включенияМДУ-3 РБ.
Анализ данных о работе РБ «Бриз-М» КА «Экспресс-МД2» поз-
волил предположить версию событий полета, отличную от версии
МВК. Планируемый заранее запуск российского КА был отменен по
техническим причинам. Стандартное выведение КА на геопереход-
ную орбиту выполняется по четырехимпульсной схеме и включает в
себя доразгон для выхода на низкую орбиту, два импульса в перицен-
тре орбиты для поднятия высоты апоцентра (один импульс невыгоден
энергетически из-за малой тяги маршевого двигателя) и импульс в апо-
центре для поднятия высоты апоцентра и изменения наклонения. За-
пуск 7 августа 2012 г. запланировали провести по иной циклограмме
полета. Поскольку полезная нагрузка была легче, чем при коммерче-
ских пусках, предполагалось выполнить лишь один перигейный им-
пульс большей продолжительности, что сокращало на виток продол-
жительность выведения КА на целевую орбиту, т. е. максимально
приближенный к коммерческим пускам.
Вероятно, в качестве основы для составления новой циклограм-
мы была использована циклограмма-отчет о летных испытаниях ра-
нее успешно запущенного канадского спутника Nimiq-6. Время нача-
ла и окончания первых четырех этапов, отсчитываемое от момента
команды «Контакт подъема» (далее КП), совпадало на протяжении
нескольких часов. При этом имелись три существенных различия:
время запуска канадского КА (22:12:14 ДМВ) было смещено
относительно ДМВ и опережало время запуска российского спутника
(22:31:00 ДМВ) на 1 126 с;
вывод на переходную орбиту на четвертом этапе полета КА
«Экспресс-МД2» осуществлялся по экономной схеме, объединяющей
два этапа полета летных испытаний для КА Nimiq-6. Вследствие от-