Инженерный журнал: наука и инновации
# 7·2016 1
УДК
629.78
DOI 10.18698/2308-6033-2016-07-1510
О нештатных ситуациях при запуске российского
космического спутника связи «Экспресс-МД2»
© А.В. Кудрявцева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В последнее время отмечается увеличение аварийных запусков телекоммуникаци-
онных спутников связи и спутников двойного назначения. Исследована причина
возникновения нештатной ситуации (НШС) при запуске российского космического
спутника связи «Экспресс-МД2». С учетом отмены по техническим причинам
планируемого запуска российского космического аппарата выдвинуто предполо-
жение, что основой для составления новой циклограммы полета послужила цикло-
грамма-отчет ранее успешно запущенного канадского спутника Nimiq-6. При сов-
мещении циклограмм обнаружен ряд сходств. В рамках работы проведен анализ
двух циклограмм и вычислена возможная ошибка, совершенная при их пересчете. В
результате исследования выявлена систематическая ошибка специалистов на
Байконуре — рассогласование во времени между бортовым временем, установлен-
ном на энергонезависимых часах разгонного блока, и декретным временем, по ко-
торому была выполнена часть расчетов штатной циклограммы полета космиче-
ского аппарата. Сделано заключение о том, что при наличии предварительно
опубликованной циклограммы полетного задания можно вычислить момент воз-
никновения и окончания НШС. Во избежание потери телеметрической связи необ-
ходимо иметь наземные (надводные) средства слежения.
Ключевые слова:
нештатная ситуация, спутник «
Экспресс-МД2
», космический
аппарат,
циклограмма
.
По данным NORAD [1], ежегодно около 40 % запусков космиче-
ских аппаратов (КА) осуществляется ракетами-носителями (РН),
произведенными в России. Из анализа статистики запусков россий-
ских КА следует, что отказов при запусках с коммерческими полез-
ными нагрузками значительно меньше по сравнению с федеральны-
ми запусками спутников. Начиная с 2011 г. неудачные запуски соста-
вили 7 % от общего их числа. Сбоями техники, как правило,
сопровождаются основные российские группировки КА военного
либо двойного назначения. Попытки ввода в эксплуатацию нового
поколения спутников навигационной системы ГЛОНАСС заканчива-
лись катастрофой или техническим выходом из строя действующего
спутника на орбите. Группировку КА
не удается собрать с момента
начала реализации проекта явного конкурента — американской си-
стемы GPS. На 12 успешно введенных в строй спутников приходится
11 потерянных.
Особого внимания заслуживает принцип выявления причин, на
которые указывает Межведомственная комиссия Госкорпорации