1 / 7 Next Page
Information
Show Menu
1 / 7 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 7·2016 1

УДК

629.78

DOI 10.18698/2308-6033-2016-07-1510

О нештатных ситуациях при запуске российского

космического спутника связи «Экспресс-МД2»

© А.В. Кудрявцева

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В последнее время отмечается увеличение аварийных запусков телекоммуникаци-

онных спутников связи и спутников двойного назначения. Исследована причина

возникновения нештатной ситуации (НШС) при запуске российского космического

спутника связи «Экспресс-МД2». С учетом отмены по техническим причинам

планируемого запуска российского космического аппарата выдвинуто предполо-

жение, что основой для составления новой циклограммы полета послужила цикло-

грамма-отчет ранее успешно запущенного канадского спутника Nimiq-6. При сов-

мещении циклограмм обнаружен ряд сходств. В рамках работы проведен анализ

двух циклограмм и вычислена возможная ошибка, совершенная при их пересчете. В

результате исследования выявлена систематическая ошибка специалистов на

Байконуре — рассогласование во времени между бортовым временем, установлен-

ном на энергонезависимых часах разгонного блока, и декретным временем, по ко-

торому была выполнена часть расчетов штатной циклограммы полета космиче-

ского аппарата. Сделано заключение о том, что при наличии предварительно

опубликованной циклограммы полетного задания можно вычислить момент воз-

никновения и окончания НШС. Во избежание потери телеметрической связи необ-

ходимо иметь наземные (надводные) средства слежения.

Ключевые слова:

нештатная ситуация, спутник «

Экспресс-МД2

», космический

аппарат,

циклограмма

.

По данным NORAD [1], ежегодно около 40 % запусков космиче-

ских аппаратов (КА) осуществляется ракетами-носителями (РН),

произведенными в России. Из анализа статистики запусков россий-

ских КА следует, что отказов при запусках с коммерческими полез-

ными нагрузками значительно меньше по сравнению с федеральны-

ми запусками спутников. Начиная с 2011 г. неудачные запуски соста-

вили 7 % от общего их числа. Сбоями техники, как правило,

сопровождаются основные российские группировки КА военного

либо двойного назначения. Попытки ввода в эксплуатацию нового

поколения спутников навигационной системы ГЛОНАСС заканчива-

лись катастрофой или техническим выходом из строя действующего

спутника на орбите. Группировку КА

не удается собрать с момента

начала реализации проекта явного конкурента — американской си-

стемы GPS. На 12 успешно введенных в строй спутников приходится

11 потерянных.

Особого внимания заслуживает принцип выявления причин, на

которые указывает Межведомственная комиссия Госкорпорации