1 / 13 Next Page
Information
Show Menu
1 / 13 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 5·2016 1

УДК 629.78 DOI 10.18698/2308-6033-2016-05-1488

Лингвистическое моделирование анализа рисков

возникновения аварийной ситуации на борту

пилотируемого космического аппарата на примере

системы обеспечения температурного режима

на российском сегменте Международной космической

станции

©

А.В. Донсков

ОАО «РКК «Энергия», г. Королев, Московская обл., 141070, Россия

При управлении полетом пилотируемого космического корабля необходимо посто-

янно анализировать возможные риски возникновения аварийных ситуаций, учиты-

вая текущее состояние космического корабля в целом, а также выработку ресур-

са отдельными системами. Поскольку специалисты чаще оперируют терминами и

описывают состояние систем пилотируемого космического корабля лингвистиче-

скими переменными, автор исследовал возможность развития аварийной ситуа-

ции на примере системы обеспечения температурного режима на российском

сегменте Международной космической станции с помощью лингвистического мо-

делирования. Применение этого метода позволяет провести подробную оценку

текущей ситуации и оценить возможные риски. В результате упрощается про-

цесс принятия решений по выбору оптимальной стратегии парирования аварийной

ситуации.

Ключевые слова:

управление полетом, пилотируемый космический аппарат, ава-

рийная ситуация, оценка риска,

лингвистическое моделирование.

Введение.

Управление полетом пилотируемых космических ко-

раблей (КК) предполагает постоянное проведение анализа возмож-

ных рисков возникновения аварийных ситуаций с учетом текущего

состояния КК в целом, а также отдельных его систем с учетом выра-

ботки ими ресурса [1, 2].

Бортовые системы пилотируемого КК относят к классу сложных

и, следовательно, они не всегда поддаются точному математическому

анализу. К этому добавляется фактор неопределенности значений па-

раметров, описывающих текущее состояние бортовых систем

(например, ввиду сбоя при получении телеметрической информации,

некорректной работы датчиков и т. д.). Поэтому применяют методы

оценки без источников неопределенности, которые также могут про-

являть гибкость относительно имеющихся исходных данных.

При управлении полетом пилотируемого КК специалисты чаще

оперируют терминами и описывают состояние его систем посред-

ством переменных, значениями которых могут быть слова или пред-