Инженерный журнал: наука и инновации
# 5·2016 1
УДК 629.78 DOI 10.18698/2308-6033-2016-05-1488
Лингвистическое моделирование анализа рисков
возникновения аварийной ситуации на борту
пилотируемого космического аппарата на примере
системы обеспечения температурного режима
на российском сегменте Международной космической
станции
©
А.В. Донсков
ОАО «РКК «Энергия», г. Королев, Московская обл., 141070, Россия
При управлении полетом пилотируемого космического корабля необходимо посто-
янно анализировать возможные риски возникновения аварийных ситуаций, учиты-
вая текущее состояние космического корабля в целом, а также выработку ресур-
са отдельными системами. Поскольку специалисты чаще оперируют терминами и
описывают состояние систем пилотируемого космического корабля лингвистиче-
скими переменными, автор исследовал возможность развития аварийной ситуа-
ции на примере системы обеспечения температурного режима на российском
сегменте Международной космической станции с помощью лингвистического мо-
делирования. Применение этого метода позволяет провести подробную оценку
текущей ситуации и оценить возможные риски. В результате упрощается про-
цесс принятия решений по выбору оптимальной стратегии парирования аварийной
ситуации.
Ключевые слова:
управление полетом, пилотируемый космический аппарат, ава-
рийная ситуация, оценка риска,
лингвистическое моделирование.
Введение.
Управление полетом пилотируемых космических ко-
раблей (КК) предполагает постоянное проведение анализа возмож-
ных рисков возникновения аварийных ситуаций с учетом текущего
состояния КК в целом, а также отдельных его систем с учетом выра-
ботки ими ресурса [1, 2].
Бортовые системы пилотируемого КК относят к классу сложных
и, следовательно, они не всегда поддаются точному математическому
анализу. К этому добавляется фактор неопределенности значений па-
раметров, описывающих текущее состояние бортовых систем
(например, ввиду сбоя при получении телеметрической информации,
некорректной работы датчиков и т. д.). Поэтому применяют методы
оценки без источников неопределенности, которые также могут про-
являть гибкость относительно имеющихся исходных данных.
При управлении полетом пилотируемого КК специалисты чаще
оперируют терминами и описывают состояние его систем посред-
ством переменных, значениями которых могут быть слова или пред-