Исследование пространственных «обходных» перелетов на орбиту…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 2
2016 15
Таблица 12
Параметры маневров для стартовой орбиты наклонением 90°
Маневр
Время выдачи импульса
Затраты
V
x
, м/с
Разгон у Земли
2 Oct 2033 19:13:10
3271
Торможение у Луны
29 Mar 2034 19:05:43
652
Всего
—
3923
Для некоторых стартовых эпох (например, сентябрь 2024 г.)
использование гравитационного маневра позволяет добиться умень-
шения затрат характеристической скорости приблизительно на 40 м/с.
Однако существуют такие эпохи (например, октябрь 2033 г.), для
которых реализация траектории с гравитационным маневром требует
гораздо больших затрат характеристической скорости и значительного
увеличения времени перелета. Это обусловлено тем, что при опреде-
лении параметров гравитационного маневра приходится решать в
обратном времени задачу попадания в Луну. В результате получается
однозначно определенный вектор
V
и соответствующая ему
геоцентрическая энергия, которая может быть как меньше энергии
траектории без гравитационного маневра, так и больше нее.
Заключение.
Для различных стартовых эпох и наклонений
стартовой орбиты ИСЗ высотой 200 км получен ряд траекторий
«обходного» перелета на полярную ОИСЛ высотой 100 км. Для каждой
стартовой эпохи и наклонения определены два типа траекторий, в
одном из которых для увеличения энергии отлетной траектории
используется гравитационный маневр у Луны, в другом — необходимая
энергия обеспечивается работой двигательной установки. Численные
эксперименты подтвердили возможность реализации обоих типов
траекторий при старте с космодромов, находящихся на территории
Российской Федерации.
Для некоторых стартовых эпох (например, сентябрь 2024 г.) исполь-
зование гравитационного маневра позволит добиться уменьшения
затрат характеристической скорости приблизительно на 40 м/с. Однако
существует вариант увеличения затрат характеристической скорости и
времени перелета. Поэтому при проектировании транспортной системы,
использующей обходные траектории, и расчете ее массовых
характеристик необходимо использовать параметры траектории без
гравитационного маневра (общие затраты характеристической скорости
составляют приблизительно 3850 м/с). Также для некоторых стартовых
эпох существует возможность увеличения массы полезной нагрузки за
счет использования гравитационного маневра.