1
УДК 536.8
Разработка и испытания противообледенительной
системы обогрева судовых воздухозаборных решеток
© Ю.И. Димитриенко
1
, В.Ю. Чибисов
1
,
А.Г. Кирчанов
2
, Р.Ю. Ворошилов
2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
Группа компаний «Би Питрон», Санкт-Петербург, 191014, Россия
Представлены результаты разработок отечественной технологии создания
противообледенительных систем обогрева воздухозаборных решеток, применяемых в
судовых системах вентиляции и кондиционирования. Разработаны и изготовлены
экспериментальные образцы противообледенительной системы обогрева (ПСО). На
основании климатических испытаний разработанной ПСО воздухозаборных решеток
показано, что эта система полностью удовлетворяет предъявляемым требованиям к
эксплуатации в арктических условиях при температуре до –60 °С. Разработанная
ПСО может быть использована для защиты от обледенения воздухозаборных
решеток в составе судовых систем вентиляции ледоколов, подобных атомным
ледоколам серии «Москва», предназначенных для эксплуатации в арктических
условиях.
Ключевые слова:
противообледенительные судовые системы, воздухозаборные
решетки, электронагревательные системы, теплообмен, климатические испыта-
ния, математическое моделирование
.
Введение.
В настоящее время большое значение приобрела про-
блема развития арктических территорий России и освоения океан-
ского шельфа для добычи полезных ископаемых, а также нефте- и
газопродуктов. В связи с этим важной задачей российского судострое-
ния является создание специальных судов для плавания в высоких
широтах, в том числе перспективного ледокольного флота. Одна из
серьезных проблем, которые приходится преодолевать проектиров-
щикам арктических судов, — борьба с обледенением ответственных
частей судовых конструкций, в том числе воздухозаборников систем
вентилирования и кондиционирования воздуха жилых и производ-
ственных помещений [1, 2]. При обледенении решеток систем венти-
ляции сужается поперечное сечение воздухозаборных трактов,
уменьшается количество воздуха, поступающего в судовые системы,
что может вывести их из строя.
В настоящее время у судостроителей нет большого опыта в про-
ектировании систем защиты от обледенения вентиляционных реше-
ток [3–6]. Опыт проектирования систем обогрева труб и емкостей
общепромышленного назначения, имеющийся у таких мировых ли-
деров в области разработки промышленных систем обогрева, как