Previous Page  2 / 4 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 4 Next Page
Page Background

А.А. Хабаров

2

затягивается при вращении вала силами вязкостного трения в напор-

ную часть слоя, где образуется повышенное давление жидкости, в

сумме равное нагрузке от вала, которое препятствует непосредствен-

ному соприкосновению указанных поверхностей. Таким образом, со-

здает гидродинамический смазочный слой.

Разработанные конструкции новых подшипников имеют цирку-

ляцию смазки внутри вкладыша. Принцип действия заключается в

том, что основная масса смазки не сливается в картер, а циркулирует

в смазочном слое: после прохождения через зону нагружения масло

через боковые канавки снова возвращается в нагруженную часть сма-

зочного слоя.

В ходе создания подшипников разработана методика, позволяю-

щая рассчитывать минимальную толщину смазочного слоя, угол,

определяющий положение минимальной толщины смазочного слоя,

давление в произвольной точке, момент сопротивления вращению,

мощность теплообразования подшипников с дугой охвата 180° и цен-

тральной вертикальной нагрузкой на вкладыш.

Определим исходные значения: опорная нагрузка подшипника

117 кН, рабочая ширина вкладыша подшипника 365 мм, частота вра-

щения вала 297 об/мин, диаметр шейки вала 399,943 мм, диаметр

вкладыша 400,52 мм, плотность масла при 15 °С — 905 кг/м³, коэф-

фициент объемного расширения масла 6,32

10

–4

град

–1

, динамическая

вязкость масла при температуре 20 °С — 271 МПа

с, при температуре

80 °С — 12 МПа

с.

Установлено, что для средней температуры в смазочном слое

80 °С минимальная толщина смазочного слоя равна 30 мкм; разница

средних температур масла на входе и выходе из масляного клина со-

ставляет 3,3 °C; мощность теплообразования равна 1,62 кВт; объем

масла, поступающего в клин, 408 мл/с; объем масла, выходящего из

клина через сечение минимальной толщины слоя, 125 мл/с; объем

масла, выходящего из клина циркуляционной канавки, равен 283 мл/с.

Данные подтверждают образование в подшипнике эффективной внут-

ренней циркуляции смазки, при которой смазка, попав в смазочный

слой, снова туда возвращается, охлаждаясь непосредственно в самом

слое.

Один из методов создания автономного подшипника — исполь-

зовать часть смазочного слоя в функции циркуляционного масляного

насоса. Смазочный слой автономного опорного подшипника на про-

тяжении 360° длины имеет различное функциональное назначение:

напорный (несущий) слой, слой с внутренней циркуляцией, вакуум-

ный слой и свободный (насосный) слой. Благодаря перепаду давле-

ний в подшипнике-насосе происходит прокачка смазки через масло-

охладитель, охлаждаемый воздухом.

Подшипник выполняет функцию циркуляционного насоса, ис-

пользуя насосный эффект в свободной части смазочного слоя. При