Создание высокоскоростного и высоконагруженного автономного…
1
УДК 621.822:629.5.03
Создание высокоскоростного и высоконагруженного
автономного подшипника жидкостного трения
с охлаждением и циркуляцией смазки в слое
© А.А. Хабаров
Открытое акционерное общество «Производственное объединение
«Северное машиностроительное предприятие»,
Архангельская область, г. Северодвинск, 164500, Россия
Рассмотрена возможность применения подшипников с автономной смазкой вместо
подшипников жидкостного трения с циркуляционной смазкой. Проанализирован
способ создания внутренней циркуляции смазки в смазочном слое высокоскоростных
автономных подшипников. Представлены результаты гидродинамического и тепло-
вого расчетов таких подшипников. Обоснована необходимость и предложен способ
создания насосного эффекта в смазочном слое автономного опорного подшипника.
Ключевые слова:
высокоскоростной подшипник, автономный подшипник, жид-
костное трение, внутренняя циркуляция смазки, автономная смазка.
Основным элементом, определяющим живучесть судна, являются
подшипники скольжения валопроводов. Изначально все подшипники
скольжения имели циркуляционную систему смазки, в которой масло
подводилось под давлением от напорной магистрали. Системы цир-
куляционной смазки с масляными насосами, системы с фильтрами
и маслоохладителями громоздки, сложны в обслуживании и пожаро-
опасны [1, 2]. Эти недостатки были устранены в подшипниках
скольжения с автономной системой смазки, в которых масло залива-
ется в подшипник и подается к трущимся поверхностям за счет внут-
ренней циркуляции без применения насоса, масляных цистерн, тру-
бопроводов. Автономность смазки, отсутствие вспомогательных
систем и контактных уплотнений, незначительный объем работ по
обслуживанию подшипников в процессе эксплуатации обеспечивает
высокую экономичность. Особая надежность подшипников опреде-
ляется стабильностью гидродинамической смазки, что исключает из-
нос трущихся частей.
Целью работы является создание подшипника с охлаждением и
циркуляцией смазки внутри слоя, с окружной скоростью на шейке
вала до 30 м/с. До настоящего времени в мировой практике автоном-
ные подшипники с водяным или воздушным охлаждением применя-
лись только до окружных скоростей на шейках валов не более 15 м/с.
В подшипнике скольжения с автономной системой смазки сма-
зочный слой образуется в пространстве стабильной клиновой формы
между неподвижной рабочей поверхностью и сопрягаемой рабочей
поверхностью вращающегося вала [3]. Жидкость в качестве смазки