Алгоритм обработки измеряемых многокомпонентными тензовесами сил и моментов на модели объектов с шасси на воздушной подушке при испытаниях в аэродинамической трубе на динамической установке вблизи экрана - page 1

1
УДК 629.735
Алгоритм обработки
измеряемых многокомпонентными тензовесами
сил и моментов на модели объектов
с шасси на воздушной подушке при испытаниях
в аэродинамической трубе
на динамической установке вблизи экрана
© В.Н. Наумов
2
, Л.В. Карпенкова
1
, Ю.Ю. Мерзликин
1
,
А.С. Меньшиков
1
1
ФГУП «ЦАГИ», НИМК ЦАГИ, Москва, 105005, Россия
2
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Предложен способ разделения нагрузки, действующей в потоке аэродинамической
трубы на масштабные модели летательного аппарата (ЛА) с шасси на воздушной
подушке в процессе экспериментов над экраном при колебаниях моделей на динами-
ческом стенде по высоте, крену, тангажу и рысканию. Нагрузки делят на группы
внешних сил и моментов: аэродинамические, от работы маршевого двигателя сило-
вой установки, от входного импульса в вентилятор нагнетательного аппарата, от
воздушной подушки, от элементов гибкого ограждения при контакте с поверхно-
стью взлетно-посадочной полосы. Разделение нагрузок на составляющие обеспечи-
вает возможность выбора оптимальных параметров элементов ЛА. Приведен алго-
ритм обработки измеряемых тензовесами сил и моментов, позволяющий исключить
взаимовлияния показаний каналов тензовесов и определить основные компоненты
аэродинамических стационарных и нестационарных производных, необходимые для
формирования математической модели устойчивости и управляемости этих объ-
ектов в различных режимах их движения.
Ключевые слова:
коэффициенты сил, коэффициенты моментов, эксперименталь-
ная установка, значимые комплексы производных, гармонические колебания модели.
В НИМК ЦАГИ разработаны экспериментальная установка и вну-
тримодельные пятикомпонентные тензовесы, предназначенные для
проведения испытаний действующих масштабных моделей летатель-
ных аппаратов (ЛА), экранопланов и быстроходных транспортных
средств с шасси на воздушной подушке (ШВП), колеблющихся над
экраном в потоке воздуха в аэродинамической трубе по высоте, крену,
тангажу и рысканию. На установке можно определять все основные
комплексы аэродинамических стационарных и нестационарных произ-
водных сил и моментов ЛА с выявлением перекрестных связей движе-
ний по указанным координатам. Эти комплексы необходимы для фор-
мирования математической модели устойчивости и управляемости ЛА
в режимах полета, взлета и посадки [1].
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook