2
В.Н. Наумов, Л.В. Карпенкова, Ю.Ю. Мерзликин, А.С. Меньшиков
Во время испытаний действующих моделей ЛА с ШВП (моделей
с работающими нагнетателями воздушной подушки шасси, марше-
выми двигателями, системой управления пограничным слоем (УПС)
и струйными устройствами тяги) с помощью устанавливаемых в них
пятикомпонентных весов измеряются проекции
Y
Σ
,
Z
Σ
,
M
x
Σ
,
M
y
Σ
,
M
z
Σ
действующих на модель силы
P
и момента
M
(рис. 1). Каждая из
указанных проекций содержит отдельные составляющие:
•
аэродинамические
Y
аэр
,
Z
аэр
,
M
x
аэр
,
M
y
аэр
,
M
z
аэр
, обусловленные рас-
пределением давления на элементах планера ЛА с ШВП, в том числе
по нижней поверхности ЛА, где формируется воздушная подушка;
•
импульсные от реакции воздуха
Y
и
,
Z
и
,
M
x
и
,
M
y
и
,
M
z
и
на входах
в воздухозаборники нагнетателей воздушной подушки и системыУПС;
•
от тяги
Y
т
,
Z
т
,
M
x
т
,
M
y
т
,
M
z
т
маршевых двигателей и струй воздуха
из каналов и элементов ШВП.
Аэродинамические составляющие пропорциональны квадрату
скорости набегающего потока воздуха на модель, а импульсные про-
порциональны лишь первой степени скорости, поэтому необходима
разработка методики обезразмеривания составляющих сил и момен-
тов, отличная от методики, принятой при обезразмеривании проекций
аэродинамической силы и момента в случаях испытаний моделей ЛА
без работающих нагнетателей воздушной подушки, маршевых дви-
гателей, системы УПС и струйных устройств. Эта методика должна
обеспечить разделение проекций силы и момента на указанные состав-
ляющие и получение соответствующих безразмерных коэффициентов
аэродинамической силы и момента
c
y
аэр
,
c
z
аэр
,
m
x
аэр
,
m
y
аэр
,
m
z
аэр
, коэф-
фициентов расхода
c
qi
на входах в
i
-е воздухозаборники ШВП и систе-
мы УПС и импульса
c
j
j
-х маршевых двигателей и струй из каналов
Рис. 1.
Схема испытания действующей модели ЛА с ШВП в аэродинамиче-
ской трубе при колебаниях по тангажу