6
В.Н. Наумов, Л.В. Карпенкова, Ю.Ю. Мерзликин, А.С. Меньшиков
связанной и скоростной систем координат (
и
), либо углы тангажа,
рыскания и крена, определяющие взаимоположение связанной и нор-
мальной систем координат (
,
и
).
Выбор системы координат и кинематических параметров зависит
от решаемой задачи. Так, для решения задач устойчивости и управ-
ляемости, а также прочности ЛА обычно используют кинематические
параметры
и
, а для решения некоторых задач динамики полета –
параметры
,
и
.
Вклад в аэродинамическую нагрузку, действующую на ЛА, сил
и моментов, определяемых коэффициентами аэродинамических про-
изводных и комплексами, неодинаков. В некоторых случаях частью из
них можно пренебречь [4, 5].
Приведем основные, наиболее значимые комплексы аэродинамиче-
ских производных, полученных при колебаниях модели по гармониче-
скому закону.
При колебаниях по тангажу:
•
параметры
и
;
;
;
;
z
z
y
y
y
z
z
z
c c c m m m
•
параметры
,
и
;
;
;
.
z
z
y
y
y
z
z
z
c c c m m m
При колебаниях по рысканию:
•
параметры
и
0
0
0
;
cos
;
;
cos
;
;
cos
;
y
y
y
z
z
z
x
x
x
y
y
y
c c
c m m
m m m
m
•
параметры
,
и
;
;
;
;
;
.
y
y
y
z
z
z
x
x
x
y
y
y
c c c m m m m m m
При колебаниях по крену:
•
параметры
и
0
0
;
;
;
sin ;
sin ;
x
x
z
x
y
x
x
y
y
c m m m
m m
m
•
параметры
,
и
;
;
;
;
.
x
x
z
x
y
x
x
y
y
c m m m m m m
При гармонических колебаниях по высоте:
•
параметр
;
;
;
;
y
y
z
z
c c m m