1
УДК 532.51
Принципы согласования
базовой компоновки колесного самолета
с шасси на воздушной подушке
© В.П. Морозов
1
, В.Н. Наумов
3
, Ю.Ю. Мерзликин
2
, А.А. Долгополов
2
1
ООО «Предприятие Аэрорик», Нижний Новгород, 603035, Россия
2
ФГУП «ЦАГИ», НИМК ЦАГИ, Москва, 105005, Россия
3
МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
На основании исследования принципиальной возможности согласования шасси на
воздушной подушке (ШВП) и базовой компоновки колесного легкого транспортно-
го самолета (ЛТС) предложено компоновочное решение — концепция полной убор-
ки гибкого ограждения после взлета в специальные небольшие гондолы и выпуск
его перед посадкой. Показано, что интеграция платформы ШВП в планер требу-
ет увеличения площади горизонтального и вертикального оперений, дополнитель-
ной организации обдувки горизонтального оперения струями воздушного винта,
мероприятий по улучшению путевой управляемости. Теоретически и эксперимен-
тально обосновано, что для качественного повышения проходимости ЛТС при
интеграции и сохранения весового и аэродинамического совершенства колесных
самолетов необходима процедура согласования базовой компоновки с ШВП на
стадии эскизного проекта.
Ключевые слова:
компоновка, самолет, шасси, воздушная подушка, интеграция.
Исследована принципиальная возможность согласования шасси на
воздушной подушке (ШВП) с базовой компоновкой легкого транс-
портного самолета (ЛТС) (рис. 1). Проект ЛТС выполнен по нор-
мальной аэродинамической схеме «высокоплан» с двумя турбовинто-
выми двигателями (ТВД) на крыле. Близкими аналогами ЛТС можно
считать ряд двухмоторных тактических транспортных самолетов с
верхним расположением крыла (Ан-8, Ан-26, CN-235 «Эйртек», G-222
«Аления», С-160 «Трансаль» и др.) [1, 2].
Принимая во внимание, что концепция ЛТС на начальной фазе
разрабатывалась без учета «принципа раннего согласования», задачей
работы стало проведение анализа и оценка возможности установки
ШВП на самолет. Для проекта выбрана однокамерная схема создания
воздушной подушки (ВП), раздельная силовая установка с дополни-
тельным газотурбинным двигателем, связанным с осевым вентилято-
ром для создания ВП, и убираемое ограждение ВП смешанного типа,
имеющее продольное боковое ограждение баллонного типа и попе-
речные (носовой и кормовой) упругоэластичные щитки.
Ключевое компоновочное решение — полная уборка гибкого
ограждения после взлета в специальные небольшие гондолы и