Энергетический баланс самолета…
1
УДК 532.51
Энергетический баланс самолета
с шасси на воздушной подушке
© В.П. Морозов
1
, В.Н. Наумов
3
, Д.А. Чижов
3
,
Ю.Ю. Мерзликин
2
, А.С. Меньшиков
2
1
ООО «Предприятие Аэрорик», Нижний Новгород, 603035, Россия
2
ФГУП «ЦАГИ», НИМК ЦАГИ, Москва, 105005, Россия
3
МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Выведено уравнение энергетического баланса самолета с шасси на воздушной по-
душке, включающее затраты мощности на взлет и работу шасси. Уравнение
энергетического баланса в безразмерной форме позволяет связать суммарную по-
требную мощность самолета с такими безразмерными параметрами, как отно-
сительная площадь, удлинение, высота воздушной подушки и аэродинамическое
взлетное качество самолета. Дан краткий анализ влияния этих параметров на
энерговооруженность самолета.
Ключевые слова:
баланс, самолет, шасси, воздушная подушка, энерговооружен-
ность, аэродинамическое качество.
Для транспортных самолетов с шасси на воздушной подушке
(СШВП) суммарная мощность всех двигателей, необходимых для
взлета, крейсерского полета и работы воздушной подушки (ВП),
определяется уравнением
п 0
N = N + N
, (1)
где
N
0
— взлетная (тяговая) мощность самолета;
N
п
—
мощность, не-
обходимая для работы шасси на воздушной подушке (ШВП).
Мощность, кВт, требуемую для работы ШВП, предварительно
можно определить по известной из работы [1] формуле
п п
п
вт
,
1000
p Q N =
где
p
п
— давление в камере ВП, Па,
п
п 0
/
p = G S
(
0
G
—
взлетный вес
самолета, Н;
S
п
— площадь воздушной подушки, т. е. площадь, огра-
ниченная замкнутым периметром эластичного ограждения ВП), м
2
;
Q
п
— расход воздуха из ВП, м
3
/с;
вт
— КПД вентилятора ШВП.
Известно, что взлетная (маршевая) мощность транспортного са-
молета зависит от нескольких условий [2]:
1)
условия достижения заданной техническим заданием макси-
мальной крейсерской скорости;