1
УДК 347.775:65.011
Применение метода анализа иерархий
для оценки значимости технических ноу-хау
© Н.А. Кашеварова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Показано преимущество альтернативного способа защиты интеллектуальной
собственности — ноу-хау. В режиме ноу-хау можно охранять результаты интел-
лектуальной деятельности фактически любого уровня сложности: единичные
изобретения, полезные модели или программные продукты, а также комплексные
технологии, содержащие целый ряд различных взаимосвязанных технических ре-
шений. Предложена методика оценки значимости технических ноу-хау, основан-
ная на методе анализа иерархий Т. Саати. Она позволяет оценить ноу-хау с точки
зрения его новизны, технической сложности и конкурентоспособности, а также
сравнивать несколько ноу-хау между собой по этим параметрам.
Ключевые слова:
секрет производства, ноу-хау, нематериальные активы, метод
анализа иерархий, критерии, весовые коэффициенты.
В настоящее время в связи с усилением патентных войн на рын-
ках наукоемкой продукции ведущие компании активно используют
альтернативный способ защиты интеллектуальной собственности —
секреты производства (ноу-хау).
Согласно статье 1465 Гражданского кодекса РФ, секретом произ-
водства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производ-
ственные, технические, экономические, организационные и другие),
в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-
технической сфере, а также сведения о способах осуществления про-
фессиональной деятельности, которые имеют действительную или
потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их
третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на
законном основании и в отношении которых обладателем таких све-
дений введен режим коммерческой тайны [1].
Фактически объекты ноу-хау представляют собой альтернативный
инструмент охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности
в высокотехнологичном бизнесе. Востребованность этого инструмента
обусловлена тем, что в отличие от объектов патентного права, которые
раскрывают суть технического решения для всех заинтересованных лиц
и одновременно запрещают его несанкционированное использование,
ноу-хау используются в режиме коммерческой тайны и имеют ценность
в силу неизвестности третьим лицам. Реальность современного бизнеса
такова, что патенты стали средствами недобросовестной конкуренции и
легли в основу стратегии и тактики патентных войн. В них используют-
ся блокирующие, дезинформирующие, маскирующие и иные типы па-
тентов, позволяющих создать барьеры для конкурентов, ввести их в за-