Применение метода анализа иерархий для оценки значимости технических ноу-хау
3
где
T
— длительность прогнозного периода (лет);
r
— ставка дис-
конта;
t
CF
— экономические выгоды (денежный поток) от исполь-
зования НМА в период
t
.
Длительность прогнозного периода
T
выбирается исходя из срока
полезного использования НМА. Ставка дисконта
r
имеет следующий
экономический смысл: это тот процент, который мог бы ежегодно
получать собственник капитала, вложив свои средства не в рассмат-
риваемый НМА, а в альтернативный актив (или предприятие) той же
отрасли. Показатель
CF
t
характеризует экономические выгоды —
приток денежных средств, который получит предприятие от исполь-
зования НМА в период
t
.
Таким образом, достоинство доходного подхода заключается в
его универсальности и теоретической обоснованности, а основной
недостаток — в сложности получения необходимой исходной ин-
формации для расчетов — прогнозных показателей денежного пото-
ка от использования ноу-хау.
Сравнительный (рыночный) подход
обеспечивает оценку рыноч-
ной стоимости НМА на основе информации о ценах, уплаченных за
недавно проданные на рынке аналогичные НМА, и практически не-
применим к ноу-хау, которые передаются в режиме коммерческой
тайны.
Затратный подход
заключается в прямом подсчете затрат на
проведение работ, результатом которых стало создание НМА. Этот
подход используется на практике только при постановке НМА на
бухгалтерский учет, так как получаемая при этом оценка, как прави-
ло, не имеет никакого отношения к реальной рыночной стоимости
нематериального актива. Формула для расчета стоимости НМА в со-
ответствии с затратным подходом имеет следующий вид:
охр
НИР ОКР
НМА
1
,
(1 )
T
t
t
t
t
t
C C C
V
r
(2)
где
НИР
t
C
— затраты на проведение НИР;
ОКР
t
C
— затраты на прове-
дение ОКР;
охр
t
C
— затраты на правовую охрану;
T
— расчетный пе-
риод создания НМА.
Таким образом, если НМА предприятия формируются большей
частью за счет ноу-хау, достаточно сложно корректно оценить их ди-
намику и, следовательно, изменение инновационного потенциала
компании, особенно на этапах создания и внедрения объектов интел-
лектуальной собственности, когда их реальную эффективность еще
невозможно рассчитать. Кроме того, невозможность прямого сравне-
ния создаваемых ноу-хау между собой затрудняет анализ инноваци-
онной активности сотрудников компании, играющий большую роль
при разработке стратегии мотивации персонала. В связи с этим суще-