П.А. Дроговоз, Н.А. Кашеварова
3
Вариант 1.
Объект патентного права создается самостоятельно
физическим лицом или группой физических лиц. В этом случае фи-
зическому лицу принадлежат авторские права, права на использова-
ние и исключительное право, т. е. оно является одновременно и авто-
ром, и патентообладателем.
Вариант 2.
Объект патентного права создается работником пред-
приятия в процессе выполнения своих служебных обязанностей. Тогда
за автором остаются только его неотчуждаемые личные авторские пра-
ва, а права на использование и исключительное право переходят к
предприятию. При этом автор имеет право на получение вознагражде-
ния, а право на получение патента принадлежит предприятию.
В соответствии с законодательством патент как инструмент за-
щиты интеллектуальной собственности имеет двойное назначение.
Во-первых, автор (или предприятие-патентообладатель), прини-
мая на себя риск и расходы по открытию новых путей в науке и про-
изводстве, получает охраняемое законом право на монопольное ис-
пользование запатентованного объекта и возможность извлекать из
этого экономические выгоды в течение ограниченного срока.
Во-вторых, при выдаче патента в обязательном порядке публи-
куются все технические детали новшества, что создает условия для
поиска и анализа научно-технической информации на основе патент-
ной документации, обеспечивает доступ других предприятий к но-
вым технологиям за счет приобретения лицензии. Кроме того, по
окончании срока действия патента охраняемый объект становится
общедоступным.
Таким образом, в изначальном предназначении система патентов
была призвана обеспечить взаимовыгодные условия для передачи и
распространения технологий и повысить инновационную активность
в научно-технической сфере. Однако современные методы и техно-
логии патентования [3, 4], используемые компаниями в сфере высо-
ких технологий, заставляют переосмыслить это утверждение.
В фармацевтике ведущие зарубежные концерны используют
стратегию «вечнозеленых» патентов (evergreening patent), которая
фактически позволяет неограниченно продлевать срок действия па-
тента на медицинский препарат. Суть этой стратегии состоит в том,
что состав препарата, на который заканчивается патент, подвергается
незначительному изменению, в результате которого препарат полу-
чает новую формулу, а с ней и новый патент, который сменяет
предыдущий с истекшим сроком действия. В частности, такую стра-
тегию использует швейцарский концерн Novartis в борьбе с фарма-
цевтическими компаниями из развивающихся стран [5].
В 2007 г. концерн Novartis потерпел неудачу в попытке оспорить
новое патентное законодательство Индии, предотвращающее реализа-
цию стратегии «вечнозеленых» патентов. Поводом стал медикамент
против рака «Гливек» (Gleevec®). Власти Индии в январе 2006 г. отка-