Е.С. Постникова, Ю.В. Скворцов
4
со ст. 1295 [4], работодателю. Однако в этой статье предусмотрены
условия, при которых данные права (т. е. права на владение, исполь-
зование, распоряжение) могут принадлежать автору. Аналогичная
ситуация предусмотрена ст. 1370 [4] относительно служебных изоб-
ретений, полезных моделей, промышленных образцов.
Актуальность инженерной грамотности в вопросах защиты ин-
теллектуальной собственности требует отражения их в учебных про-
граммах организационно-экономических дисциплин, изучаемых в
высших учебных заведениях. На сегодняшний день студенты инже-
нерных специальностей многих российских вузов не получают необ-
ходимых знаний в области интеллектуальной собственности.
Авторами настоящей статьи в феврале 2014 г. было проведено те-
стирование студентов четвертого-пятого курсов (т. е. практически
завершающих обучение в вузе) машиностроительных специально-
стей двух ведущих московских вузов; тестирование проводилось в
виде анкетирования и устного опроса. Студентам были заданы два
вопроса.
1.
Полезная модель как объект интеллектуальной собственно-
сти — что это такое?
2.
Промышленный образец как объект интеллектуальной соб-
ственности — что это такое?
Из опрошенных 122 студентов лишь один верно ответил на во-
прос о полезной модели и трое — о промышленном образце.
Результаты тестирования кажутся поразительными, потому что
в нашей стране названные объекты промышленной собственности
(полезная модель, промышленный образец) были «узаконены» более
двадцати лет назад, в октябре 1992 г., Патентным законом Россий-
ской Федерации [9], отмененным в связи с принятием Гражданского
кодекса РФ часть IV (последним также предусмотрены названные
объекты). Однако объяснить эти результаты можно тем, что в учеб-
ных планах подготовки инженеров во многих вузах не предусмотре-
но изучение соответствующих дисциплин. Знания и умения приобре-
таются специалистами в процессе выполнения их должностных
обязанностей, однако, бесспорно, основы знаний закладываются
в процессе обучения в вузах, при получении образования.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана программой дисциплины «Организа-
ция и планирование машиностроительного производства» преду-
смотрено изучение этих вопросов. Почему же дисциплина организа-
ционно-экономического плана включила специфические, скорее даже
правовые вопросы в круг изучаемых тем? Данная дисциплина тради-
ционно, еще с советских времен, рассматривает вопросы жизненного
цикла машиностроительной продукции, в том числе этапы создания
новых видов продукции.