А .А. Максаков, С. А. Сакулин
2
Подобная ситуация объясняется тем, что в рамках реализации
жизненного цикла ИС (т. е. за время от начала ее разработки до
окончания эксплуатации) недостаточное внимание уделяется этапу
внедрения (что является причиной 90 % неудач). Более того, в раз-
личных источниках само понятие внедрения в рамках жизненного
цикла ИС трактуется по-разному [2]. В литературе, посвященной
обеспечению качества ИС [3–5], уделяется мало внимания вопросам,
связанным с внедрением. Внедрение ИС часто осуществляется мето-
дом проб и ошибок, без системного подхода к обеспечению качества
этого процесса. При этом результаты внедрения одной и той же ИС
на двух сходных предприятиях могут быть абсолютно разными из-за
различий в подходах к проведению внедрения. Методологии внедре-
ния, формализующей процессы и оперирующей единым набором по-
нятий, как таковой не существует.
Для малых ИС и малых предприятий проблема внедрения реша-
ется относительно просто: все сводится к инсталляции системы и
обучению пользователей. Успех внедрения при этом практически
полностью зависит от адекватности самой ИС, а время внедрения (от
нескольких часов до нескольких недель) и затраты легко рассчитать.
Для средних и больших ИС и предприятий каждое внедрение уни-
кально, оно должно детально прорабатываться, исходя из специфики
ИС и предприятия. Успех внедрения таких ИС определяется в основ-
ном организацией процесса внедрения и в общем случае труднопред-
сказуем.
Таким образом, задача создания методики, обеспечивающей
формализацию и оптимизацию процесса внедрения для средних и
больших ИС, является актуальной и требует разработки соответ-
ствующих моделей. В частности, необходимо разработать адекват-
ную формальную модель оценки качества процесса внедрения, чтобы
обеспечить оперативное управление этим процессом. Такая модель
позволит в каждый момент времени делать выводы о необходимости
принятия тех или иных мер, направленных на обеспечение успеха
внедрения ИС на предприятии.
Показатели качества внедрения ИС.
На основании положений
стандартов качества [4, 5] показатели качества внедрения ИС могут
быть сформулированы следующим образом.
Функциональная пригодность
1
G
— это совокупность показа-
телей
1
1
1
, ...,
a
g
g
— степеней полноты перевода задач обработки ин-
формации на информационную систему со старых средств обработки
информации, где
a
— количество этих средств.
Надежность
2
G
представлена совокупностью показателей
2
1
g
,
2
2
g
и
2
3
,
g
где
2
1
g
— стабильность процесса внедрения ИС независимо