Моделирование информационного противоборства в социальных сетях на основе теории игр и динамических байесовских сетей - page 1

1
УДК 004.056
Моделирование информационного противоборства
в социальных сетях на основе теории игр
и динамических байесовских сетей
© С.В. Вельц
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье рассматривается задача моделирования информационного влияния и
противоборства в социальных сетях. Актуальность задачи обусловлена возрас-
тающим влиянием социальных сетей на процессы в обществе и возрастающей
конкуренцией в информационном пространстве. В данной работе предложен под-
ход к решению указанной задачи на основе теории игр Штекельберга и динамиче-
ских байесовских сетей. Также предлагается иерархический алгоритм оценки ин-
формационного влияния, что позволяет существенно ускорить вычисления в
случае больших сетей. Практическая применимость подхода проверена в рамках
вычислительного эксперимента на синтетических данных и данных сети Twitter.
Предлагаемый подход обладает большой гибкостью и производительностью, что
дает возможность решать широкий круг задач и делает перспективным его ис-
пользование при построении информационно-аналитических систем.
Ключевые слова:
социальные сети, теория игр, динамические байесовские сети,
максимизация информационного влияния.
Введение.
Сеть — это множество элементов и связей между ни-
ми. Стоит отметить важность изучения сетевых структур для реше-
ния задач информационной безопасности, включая, обнаружение
вторжений в компьютерные системы, расследование инцидентов,
борьба с ботнетами, изучение динамики распространения вирусов,
слежение за телефонными и социальными сетями.
Начиная с конца 90-х годов изучается задача моделирования ин-
формационного влияния и управления в социальных сетях. Важность
этой задачи обусловлена тем, что социальные сети слабо регулиру-
ются государством, в сети Интернет существует относительная ано-
нимность, распространение информации часто носит вирусный ха-
рактер («сарафанное радио») и ярко выражены явления само-
организации и взаимного доверия.
В качестве практических примеров информационного противобор-
ства в социальных сетях можно привести: события «арабской весны», в
которой важную роль сыграли сервисы Twitter и Facebook [1]; исполь-
зование социальных сетей в маркетинге и для конкурентной борьбы
[2,3,5]; миротворческие операции и операции по подавлению восста-
ний [7].
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...13
Powered by FlippingBook