Управление вниманием и математическое определение воли
3
момент (определяемый условием '( ) 0
D t
) концентрация дости-
гает максимума и сменяется рассеянием. Другими словами, раздра-
житель вызывает в окрестности, соответствующей ему в точки
,
кратковременный всплеск внимания, или кратковременное возбуж-
дение.
Разрабатываемую модель динамики внимания можно экстрапо-
лировать и
на произвольные психические процессы (воспоминания,
воображение, мышление, психомоторные реакции). Различие между
восприятием и другими психическими функциями
состоит
в том, что
в первом случае процесс инициируется внешним стимулом
s
, а во
втором – неким внутренним стимулом
s
, т. е. стимулом, порождае-
мым самой внутренней психической деятельностью индивида. Дина-
мика внимания описывается при этом тем же уравнением (1). Плот-
ность внимания в предложенной модели психических процессов рас-
сматривается как основная функция, характеризующая психическое
состояние индивида и выражающая интенсивность протекания пси-
хического процесса. Многие характеристики психического состояния
индивида, описываемые такими фундаментальными понятиями пси-
хологии, как сознание и бессознательное, мотивация (желание), из-
бирательное внимание и сосредоточение внимания,
интенсивность
ощущения или глубина впечатления и пр., определяются, с точки
зрения математики, через плотность внимания (обычно в виде ее
функционалов). Например, некая ситуативная мотивация – желание
события
s
в момент времени
t
определяется как
(0, )
I t
–
величина плотности внимания в точке
, соответствую-
щей проекции этого события в пространство
в ожидании его по-
явления
2
.
Очевидным недостатком данной модели является то, что динами-
ка внимания в ней рассматривается как полностью определяемая
внешним или внутренним стимулом. Например, если студент смот-
рит интересный фильм (или увлечен воспоминаниями о летних кани-
кулах), то он никак не сможет от этого оторваться, хотя ему нужно
выполнять домашнее задание. На самом деле, кроме внешних и внут-
ренних стимулов существует феномен
воли
, и если даже фильм очень
увлекательный, студент может усилием воли, вопреки своему жела-
нию, заставить себя выключить телевизор и заняться выполнением
домашнего задания. В настоящей работе в развиваемую математиче-
скую модель включается понятие воли. Для этого, прежде всего,
необходимо ввести различие между произвольным и непроизволь-
ным вниманием.
2
Плотность внимания по определению есть величина,
пропорциональная повышению
возбудимости [1].
m
t