12
А.М. Голубев, Г.Ю. Ломакина, О.И. Романко, А.Д. Смирнов
Порядок действий
Пример решения
1. Запишите окислительно-восстано-
вительное уравнение
KMnO
4
+ NaNO
2
+ H
2
SO
4
= MnSO
4
+
+ NaNO
3
+ H
2
O
2. Согласно теории диссоциации рас-
пределите молекулы на ионы, выбе-
рите катионы и анионы, в которых
находятся элементы переменной сте-
пени окисления, и подчеркните их
K
+
+ MnO
4
–
+ Na
+
+ NO
2
–
+ 2H
+
+ SO
2–
4
=
—— - - -
= Mn
2+
+ SO
2–
4
+ Na
+
+ NO
3
–
+ H
2
O
—— - - -
3. Подберите пары частиц, в одной
из которых происходит окисление, в
другой — восстановление
ионы NO
2
–
окисляются в ионы NO
–
3
ионы MnO
4
–
восстанавливаются до
Mn
2+
4. В первой полуреакции произведи-
те баланс атомов: необходимо доба-
вить слева 8 моль ионов Н
+
для связи
атомов кислорода в молекулы воды,
получающиеся из них в правой части
уравнения
MnO
4
–
+ 8H
+
= Mn
2+
+ 4H
2
O
5. Для баланса (уравнивания) заря-
дов в левой части этого уравнения
добавьте 5 моль электронов
MnO
4
–
+ 8H
+
+ 5e
–
= Mn
2+
+ 4H
2
O
окисленная восстановленная
форма форма
6. Во второй полуреакции для баланса
атомов в левую часть добавьте 1 моль
молекул воды, в правую — 2 моль ио-
нов водорода (используйте только те
частицы, которые участвуют в реак-
ции)
NO
2
–
+ H
2
O = NO
3
–
+ 2H
+
7. Для баланса зарядов в левую часть
уравнения добавьте 2 моль электро-
нов
NO
2
–
+ H
2
O – 2e
–
= NO
3
–
+ 2H
+
восстановленная окисленная
форма форма
8. Сложите два уравнения полуреак-
ций, предварительно умножив их на
такие коэффициенты, чтобы число
молей приобретенных и потерянных
электронов сравнялось (определяет-
ся НОК количества электронов двух
полуреакций)
MnO
4
–
+ 8H
+
+ 5e
–
= Mn
2+
+ 4H
2
O
2
NO
2
–
+ H
2
O – 2e
–
= NO
3
–
+ 2H
+
5
————————————————
———
2MnO
4
–
+ 5NO
2
–
+ 6H
+
= 2Mn
2+
+
+ 5NO
3
–
+ 3H
2
O
9. Закончите полное молекулярное
уравнение с учетом наличия катио-
нов калия и натрия.
2KMnO
4
+ 5NaNO
2
+ 3H
2
SO
4
=
= 2MnSO
4
+ 5NaNO
3
+ 3H
2
O
Выводы.
1. Представлена методика преподавания курса химии в
практических, лабораторных и исследовательских заданиях на примере
составления алгоритмов их решения.
2. Особое внимание уделено основным законам химии, строению
атомов и Периодическому закону Д. И. Менделеева и количественным
расчетам по уравнениям реакций.