К.О. Сабденов, М. Ерзада, В.Е. Зарко
2
u
w
=
u
,
w
∞
<
w
∗
;
где
n
— числовой параметр, 0 <
n
≤
1.
Пороговая скорость
w
∗
является масштабной скоростью положи-
тельного эрозионного эффекта и определяется через кинематическую
вязкость
ν
g
продуктов горения, ширину
δ
b
зоны горения и коэффици-
ент гидродинамического сопротивления
C
f
:
32, 5 .
g
b f
w
C
∗
ν
=
δ
Оценки показывают, что
w
∗
~ 100 м/с. Положительный эрозион-
ный эффект имеет гидродинамическую природу, и его проявление
связано с возникновением турбулентного пламени в ламинарном
подслое газовой фазы. Если
w
∞
<
w
∗
, то пламя остается ламинарным.
Влияние турбулентности сохраняется при скоростях обдува, превы-
шающих скорость звука [6].
Рис. 1.
Изменение скорости горения ракетного топлива под действием об-
дувающего потока (вертикальные пунктирные линии — положения порого-
вых скоростей)
Отношение
w
∞
/
w
∗
, по сути, является числом Булгакова — Липа-
нова с пороговым значением 1, но оно также может быть представле-
но как отношение числа Вилюнова к его пороговому значению.
О механизме возникновения отрицательного эрозионного эффек-
та нет общепринятого представления. По нашему мнению, в этом
случае уменьшение скорости горения происходит по следующей