6
Д.Н. Попов
Программы работ составлялись с учетом интересующих предприятия
задач при обязательном получении результатов в виде, пригодном для
обобщения в диссертационной работе соискателя или заочного аспи-
ранта. Эффективность параллельного проведения научных исследова-
ний подтверждена успешными защитами 42 кандидатских диссертаций,
восемь из которых стали исходными для защиты докторских диссерта-
ций. Результаты разработок, выполненных с участием автора статьи,
защищены 16 свидетельствами, изданы две монографии и три учебни-
ка, часть материалов использована при написании энциклопедии «Ма-
шиностроение» [2].
За 47 лет деятельности лаборатории по динамике и регулированию
гидро- и пневмосистем менялся состав штатных сотрудников и совме-
стителей. Почти с первых дней образования лаборатории в ней работал
инженер И.Г. Мохов, много сделавший для оснащения лаборатории
оборудованием и проведения наиболее сложных экспериментальных
исследований. Выпускник кафедры Ю.П. Секретта участвовал как в
научных, так и в учебных работах со студентами. Г.Е. Лисовский сна-
чала в качестве механика, а затем (после окончания вечернего отделения
МВТУ) и инженера успешно проводил научные и учебные испытания
в лаборатории, а также работал при сборке гидросистемы подводного
агрегата на заводе. Оформление отчетов и материалов для методиче-
ских пособий на высоком уровне выполняла С.А. Непало. Доцент
В.В. Шульгин, ученик И.И. Куколевского, еще до войны работал с ним
заведующим лабораторией гидравлики.
В настоящее время автор статьи вместе с доцентом Н.Г. Соснов-
ским, старшим преподавателем М.В. Сиухиным, ассистентом А.А. По-
лянским и аспирантами развивают теорию и методы проектирования
оптимальных управляемых систем с гидроприводами и гидромашина-
ми. Это научное направление стало формироваться в 1980-е годы благо-
даря профессору Г.К. Боровину, работающему в Институте прикладной
математики (ИПМ) им. М.В. Келдыша РАН, он читает студентам кафе-
дры курс «Автоматизация научных исследований» [3].
Научно-исследовательская и педагогическая работа обеспечили соз-
дание на кафедре школы динамики регулируемых гидро- и пневмоси-
стем. Подводя итоги своей научно-педагогической деятельности на ка-
федре и предшествующей работе в двух НИИ, можно заключить, что
методология И.И. Куколевского и С.С. Руднева, несмотря на все труд-
ности ее выполнения, дает положительные результаты. Эти результаты
состоят в следующем: проведение научно-исследовательских работ в
соответствии с развитием фундаментальных наук позволяет оказывать
помощь предприятиям при создании технических систем с энергетиче-
скими агрегатами для летающих, плавающих по воде и под водой, а так-