3
Наука и образование в истории кафедры Э10
стах, выпускаемых кафедрой. Учитывая необходимость согласования
тем дипломных проектов у части студентов с профилем их дальнейшей
работы, доцент С.Н. Рождественский организовал на кафедре специали-
зацию по авиационной гидравлике [1].
В связи с этим профессор В.Н. Прокофьев предложил ректору раз-
делить кафедру на две части, оставив преподавание общей гидравлики
одной из них и поручив другой подготовку инженеров по гидроприво-
дам. Тогда ликвидировалась бы научно-педагогическая школа по ло-
пастным гидромашинам, хотя именно на ее основе создавалась кафедра
и выпускаемые инженеры по-прежнему были востребованы в различ-
ных областях техники (в том числе имеющих оборонное значение).
Кроме того, нарушался основной принцип школы Куколевского, ори-
ентирующей подготовку специалистов на конструкторскую и исследо-
вательскую деятельность, непосредственно связанную с созданием
машин, аппаратов и составленных из них гидравлических систем. Боль-
шинство членов кафедры, включая автора статьи, а также руководители
предприятий не поддержали указанное преобразование кафедры.
Чтобы решить задачу модернизации инженерного образования без
разрушительных последствий для кафедры, Руднев поручил автору
статьи разработать новый учебный план. В 1962 г. сбалансированный
учебный план был представлен и одобрен кафедрой. Согласно при-
нятому плану, в рамках одного направления обеспечивалась под-
готовка специалистов широкого профиля, включающего лопастные
гидромашины, гидроприводы, средства гидропневмоавтоматики и
управляемые системы, в которые входят в том или ином сочетании
перечисленные устройства. Содержание и объем преподаваемых дис-
циплин могли регулироваться с помощью учебных программ в зави-
симости от потребности в специалистах более узкого профиля. Этот
план прошел многолетнюю апробацию и служил основой для всех
последующих планов не только в МГТУ им. Н.Э. Баумана, но и в дру-
гих вузах, начинавших подготовку специалистов по указанному на-
правлению. Для координации деятельности вузов при методическом
управлении Министерства высшего образования был создан Научно-
методический совет, председателем которого назначили профессора
С.С. Руднева. Совет состоял из секции по гидромашинам, секции по
гидроприводам и гидропневмоавтоматике. Руководители секций были
заместителями председателя совета. Все время работы совета при ме-
тодическом управлении руководителями секций были профессор
Г.В. Викторов и автор статьи. Председатель совета и его заместители
составляли президиум, в который входил еще заведующий кафедрой