Моделирование вихревых нестационарных течений вязкого газа при дозвуковом обтекании летательных аппаратов - page 1

1
УДК 533.6.011
Моделирование вихревых нестационарных
течений вязкого газа при дозвуковом обтекании
летательных аппаратов
© В.Т. Калугин, А.С. Епихин, П.А. Чернуха
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Приведены результаты численного моделирования двух инженерных задач: с при-
менением открытого пакета OpenFOAM и модели турбулентности LES и вычисле-
нием силовых нагрузок. Первая задача связана с исследованием влияния нестационар-
ных вихрей на структуру обтекания и аэродинамические характеристики килевого
стабилизатора. Вторая задача посвящена исследованию нестационарного обтека-
ния грузов на внешней подвеске вертолетов с пассивными элементами стабилизации.
В рамках первой задачи рассмотрено обтекание тормозного щитка самолета и опре-
делены пульсации характеристик коэффициента поперечной силы. В рамках второй
задачи приведены численные зависимости аэродинамических коэффициентов про-
дольной c
x
и поперечной c
z
сил от угла скольжения
b
для грузов-контейнеров различ-
ного размера со стабилизирующими устройствами.
Ключевые слова:
 открытый пакет OpenFOAM, модель турбулентности LES, не-
стационарные вихревые течения, груз-контейнер с пассивными элементами стаби-
лизации, килевой стабилизатор.
Введение.
Математическое моделирование при формировании об-
лика летательного аппарата — актуальная и сложная задача. Проведен-
ный анализ научных работ и публикаций показал, что в настоящее время
имеются работы, посвященные математическому моделированию и экс-
периментальному исследованию вихревых нестационарных турбу-
лентных течений [1−11]. Однако существует ограниченное количество
данных по взаимодействию вихрей со стабилизирующими и управля-
ющими поверхностями. В настоящее время несмотря на стремительный
прогресс в области оптических методов исследования потоков опреде-
ление структуры обтекания трехмерных объектов остается емкой зада-
чей, решение которой требует использования комплексного и дорого-
стоящего оборудования. На этапе математического моделирования
­исследования структуры обтекания тел во многих случаях можно под-
твердить или опровергнуть предложенные гипотезы, описывающие то
или иное физическое явление. В некоторых случаях сложного простран-
ственного течения экспериментальные оценки нестацио­нарных аэро-
динамических характеристик летательных аппаратов представляют зна-
чительные трудности, поэтому повышение точности и достоверности
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,...11
Powered by FlippingBook