В.Т. Калугин, А.С. Епихин, П.А. Чернуха
4
щитка. Полученные данные показывают, что присутствует небольшая
пульсация поперечной силы, вызванная срывом вихрей с фонаря ка-
бины самолета, а также особенностью используемой модели турбулент-
ности LES. Осредненная по времени величина пульсаций составляет
c
z
= ± 0,035.
При использовании тормозного щитка величина пульсаций коэф-
фициента поперечной силы значительно возрастает. В проведенных
исследованиях рассчитано, что динамические нагрузки на киль, вы-
званные тормозным щитком, в 6 раз больше, чем пульсации силы при
отсутствии тормозного щитка (рис. 3). Это происходит из-за того, что
вихри, которые образуются за тормозным щитком, проходят над килем
летательного аппарата и вызывают пульсации аэродинамических сил
(рис. 4). Осредненная по времени величина пульсаций в таком случае
составляет
c
z
= ± 0,25. Результаты расчета хорошо согласуются с дан-
ными, полученными в работе [8].
Рис. 1.
Фрагмент расчетной сетки для расчета обтекания летательного
аппарата с тормозным щитком
Рис. 2.
Пульсации коэффициента
поперечной силы при обтекании
киля без тормозного щитка
Рис. 3.
Пульсации коэффициента
поперечной силы при обтекании
киля высокотурбулентным потоком,
формируемым тормозным щитком