УДК 66.045:536.2/.3
С. Д. Г л у х о в, А. Н. Л е в к о,
Е. Г. Б ы ч к о в
ИССЛЕДОВАНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА
ДИНАМИЧЕСКОЙ ВЯЗКОСТИ ХЛАДАГЕНТА
RE170
Экспериментальные сведения о динамической вязкости диметило-
вого эфира очень ограниченны. Для проведения данного исследо-
вания на кафедре Э-4 МГТУ им. Н.Э. Баумана был создан экспери-
ментальный стенд, позволяющий проводить исследования вязкости
жидкостей и газов методом капилляра в диапазоне температур от
−
40
до
+60
◦
С при давлении до 3,5МПа. Приведены описание это-
го стенда и результаты эксперимента.
E-mail:
Ключевые слова
:
коэффициент динамической вязкости, диметиловый эфир,
хладагент, дизельное топливо.
Проблема генерации энергии и холода на транспортных средствах
имеет огромное значение для мегаполисов крупных городов и густо-
населенных регионов, где сосредоточены важнейшие технические и
технологические достижения XX в.: двигателе- и автомобилестроение,
химическое машиностроение, атомное машиностроение и энергетика,
холодильная и криогенная техника, пищевые производства для аэро-
космических и химических комплексов и др. [1]. В ряде крупнейших
мегаполисов мира (например, в Лос-Анджелесе, Токио, Лондоне, Шан-
хае) приняты жесткие ограничения, в первую очередь, в отношении
транспортных средств, систем охлаждения, отопления, фильтрации,
очистки, регламентированы свойства рабочих веществ многих энерго-
силовых холодильных установок, а также различных потребительских
товаров.
В последние годы диметиловый эфир (ДМЭ) считается перспектив-
ным топливом для транспортных дизелей, в первую очередь, благода-
ря возможности значительного снижения выбросов вредных веществ
с отработанными газами (Euro III без использования нейтрализато-
ров). Свойства ДМЭ служат объективными предпосылками для созда-
ния комбинированных энергетических установок городского транс-
порта, включающих в себя двигатель и холодильный агрегат. В МГТУ
им. Н.Э. Баумана проводились исследования ДМЭ в качестве компо-
нента дизельного топлива и хладагента. Применение ДМЭ как хлад-
агента, так и компонента дизельного топлива требует знания коэффи-
циентов динамической вязкости ДМЭ и его смеси с дизельным топ-
ливом. Сведения о динамической вязкости ДМЭ очень ограничены.
Для газа имеется три значения, для жидкости — всего одно значение
η
0
эксп
= 0
,
11
MПа. Для получения зависимости вязкости газа и вяз-
кости жидкости в интересующем нас диапазоне температур (от
−
40
97