стоимостью, поэтому целесообразна разработка механических экви-
валентов (МЭ) бортовой аппаратуры (БА) ЛА не только для натурных
конструкций, но и для уменьшенных моделей ЛА (полунатурных с
коэффициентом уменьшения до 10 и упрощенных с коэффициентом
уменьшения от 10 до 50 [1, 2]).
Одним из сдерживающих факторов при изучении механических
свойств конструкций внутреннего оборудования носовых отсеков ЛА
или БА является ожидание быстрой и даже очень быстрой миниатю-
ризации БА. Однако это ожидание не подтверждается результатами
анализа развития БА РИ и УР. Исследования, проведенные в Цен-
тральном аэрогидродинамическом институте имени Н.Е. Жуковского,
Летно-испытательном институте и Научно-исследовательском инсти-
туте автоматических систем, проведенные в начале 1970-х гг. приме-
нительно к РИ, показали, что относительная масса БА находится в
пределах от 14 до 17% взлетной массы РИ, несмотря на смену к тому
времени трех поколений первичных элементов БА (пальчиковые лам-
пы, лампы “дробь” и полупроводники с печатными платами). Это объ-
яснялось тем, что наряду с микроминиатюризацией радиоэлектронной
аппаратуры (РЭА) увеличилось число и качество выполняемых функ-
ций: возросли дальность и точность работы БА, систем навигации и
связи, что привело и приводит к увеличению числа первичных эле-
ментов БА.
Масса приборного отсека баллистических ракет (БР) США по
мере их развития возрастала: у БР “Минитмен-3” по отношению к
БР “Минитмен-2” в 1,3–1,55 раза, а у БР МХ по отношению к БР
“Минитмен-2” в 1,73–2,08 раза или по отношению к БР “Минитмен-3”
в 1,33 раза [3, 4]. Аналогичное увеличение массы БА наблюдается и
по мере совершенствования наиболее распространенных за рубежом
противокорабельных ракет (ПКР) семейства “Гарпун” (США), где мо-
дификации С (предпоследняя) и Е (последняя) имеют массу БА соот-
ветственно в 1,31 и в 2,67 раза больше по сравнению с первой моди-
фикацией А [4–7]. В целом темпы развития ЛА различных типов не
уступают темпам микроминиатюризации элементной базы РЭА или
превосходят, что может приводить к росту или стабилизации доли БА
в конструкции ЛА при их развитии [4].
Из анализа конструктивно-компоновочных схем ЛА типа РИ сле-
дует, что носовой отсек содержит бортовую радиолокационную стан-
цию (БРЛС) и другую РЭА, как в РИ зарубежной (рис. 1, [8–11]), так
и отечественной разработки (рис. 2, [11]).
Бортовая аппаратура, составляющая внутреннее оборудование но-
совых отсеков отечественных РИ, состоит из блоков РЭА, которые
181