ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
3
На сегодняшний день уже достигнут определенный прогресс в
разработке наземных роботов с автономным режимом движения. При
автономной навигации безэкипажные наземные транспортные сред-
ства должны использовать свой искусственный интеллект и сенсор-
ные устройства (датчики различного типа) для следования по запро-
граммированному маршруту, а также избегать встречающиеся на
пути непреодолимые препятствия, которые могут вывести МРТК из
строя. Наземные МРТК имеют существенные отличия по сравнению,
например, с беспилотными летательными аппаратами, поскольку
первым приходится работать в постоянно меняющихся условиях
местности, преодолевать различные препятствия (естественные и ис-
кусственные), которые в воздухе практически исключены.
Для отработки систем автономной навигации МРТК в США про-
водят ежегодные соревнования среди машин данного класса, одним
из которых является розыгрыш приза Crand Challenge, проводимый с
2004 г. и финансируемый Пентагоном и Агентством по перспектив-
ным научно-исследовательским разработкам (DARPA) Министерства
обороны США.
Однако стратегия и тактика боевого применения наземных робо-
тов в операциях сухопутных войск на настоящий момент практиче-
ски не изучена. Остаются невыясненными такие важные моменты,
как автономное движение машин в колонне на марше, преодоление
естественных и искусственных препятствий и др.
Финансирование разработок военных МРТК проводят по наци-
ональным программам стран НАТО в интересах различных родов
войск. Например, на реализацию текущих программ роботизации
ВС США Пентагоном было выделено 127 млрд долл. Министерство
обороны США планирует к 2015 г. модернизировать треть всего
парка моторизованной техники и сделать ее дистанционно управля-
емой, а в перспективе — автономной с элементами искусственного
интеллекта.
К сожалению, разработки роботизированных образцов вооруже-
ния и военной техники (ВВТ) в России
ведут при отсутствии доста-
точного внимания и необходимой поддержки со стороны государ-
ства. Отдельные работы по роботизации ВВТ проводили только в
рамках единичных проектов.
Созданием МРТК в нашей стране занимаются научно-
исследовательские центры и промышленные предприятия: Ковров-
ский электромеханический завод, ОАО “ВНИИтрансмаш”, ЦНИИ
робототехники и технической кибернетики, МГТУ им. Н.Э. Баумана,
НПО “Андроидная техника”, ИФТП РАН и др. Бóльшая часть разра-
боток МРТК в России была связана с необходимостью проведения
работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
По заказу Министерства обороны, МЧС и ФСБ России было так-
же разработано несколько десятков образцов МРТК наземного при-
менения различных назначений и типов.