ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
137
Требуются значительные капитальные вложения для организации са-
нитарного полигона: он достаточно дорог в эксплуатации, на 25–
30 лет из землепользования выводится территория, стоимость кото-
рой, особенно в регионах крупных городов, постоянно возрастает.
После закрытия полигона территория подлежит дорогостоящей ре-
культивации. Высокая стоимость приема ТБО на полигон (40…
…80 долл./т — в США и европейских странах), большое транспорт-
ное плечо доставки (не менее 60...80 км) снижают целесообразность
полигонного захоронения ТБО. Кроме того, становится все труднее
получить территории под новый полигон (в настоящее время с этим
столкнулась Москва).
Альтернативой санитарному захоронению ТБО является их тер-
мическая переработка. Образующийся при сжигании объем золы и
шлака, подлежащих захоронению, меньше исходного объема ТБО на
90 %, а масса — на 75 %. Первые автономные устройства для сжига-
ния бытового мусора появились в XIX в.: в Англии и США ими были
оборудованы жилые дома. В 1893 г. недалеко от Парижа введен в
эксплуатацию первый в мире муниципальный мусоросжигательный
завод (МСЗ).
В 1975 г. [1] во Франции ТБО официально введены в ранг новых
энергоисточников. К 2007 г. уже 134 МСЗ во Франции находились в
эксплуатации. Выделяемая при сжигании теплота используется для
тепло- и электроснабжения обслуживаемых территорий. На 60-ти
МСЗ, размещенных в пригороде Парижа, вырабатывают электро-
энергию, покрывающую примерно 80 % бытового электропотребле-
ния города. Сжигание с утилизацией выделенной энергии является
рациональным способом обращения с ТБО, позволяющим решать
энергетические, экологические, экономические и социальные про-
блемы.
Несмотря на разную бытовую культуру массосодержание орга-
нической и неорганической частей ТБО для России, стран ЕС и США
практически идентично. Органическая часть (бумага, картон, пище-
вые отходы, текстиль, шерсть, резина, полимеры, др.) составляет до
70 % общей массы, включающей черные и цветные металлы, стекло,
керамику, камень, песок, шлам, др.). По данным 1995 г. [3] среднего-
довой поэлементный состав ТБО Москвы следующий, %: углерод —
20,41, водород — 2,43, кислород — 15,75, азот — 0,49, сера — 0,15,
зола, шлам — 18,77, влага — 41,8. Низшая теплота сгорания (по рабо-
чей массе) составляет 6...7 МДж/кг. Для сравнения, теплота сгорания
угля Райчинского месторождения 9,51 МДж/кг, горючих сланцев
Капширского месторождения — 5,8 МДж/кг, торфа — 8...10 МДж/кг,
древесины — 7,3...10 МДж/кг.
Отметим, что ТБО являются местным топливным ресурсом, для
которого не требуется дальняя транспортировка. По оценкам экспер-
тов, 1 кВт·ч полезной энергии, генерируемой при утилизации вто-
ричных топливных ресурсов, к которым относят ТБО, интегрально
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11