Инженерный журнал: наука и инновации
# 11·2017 1
УДК
624.046.3
DOI 10.18698/2308-6033-2017-11-1703
Проектирование вафельных оболочек топливных баков
ракеты с учетом пластических деформаций
© В.П. Печников, Р.В. Захаров, А.В. Тарасова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Предложены метод и программа проектирования бака ракеты вафельного типа
при потере устойчивости оболочки в условиях пластических деформаций
.
При
расчете предусмотрено проектирование топливного бака ракеты с учетом об-
щей и местной потери устойчивости как всей оболочки, так и отдельной клет-
ки. Принято, что минимальный вес оболочки бака достигается, когда общие и
местные критические силы в оболочке равны принятой расчетно-разрушающей
нагрузке.
Приведены примеры вычислений и удобный интерфейс программы.
Проектирование подкрепленных оболочек с учетом пластической области позво-
лило заметно расширить диапазоны действующих нагрузок на топливный бак и
более полно использовать возможности материала, из которого он изготовлен.
Ключевые слова:
подкрепленная оболочка, вафельный тип, ракета, бак, упругие
и пластические деформации, общая и местная потери устойчивости, критиче-
ские усилия, расчетно-разрушающая нагрузка
На активном участке полета жидкостной ракеты топливные баки
испытывают воздействие значительных осевых сжимающих сил и
изгибающих моментов. Внутреннее давление наддува разгружает
топливный бак, однако, вместе с давлением столба жидкости приво-
дит к появлению окружных растягивающих сил. При таком сочета-
нии нагрузок эквивалентные напряжения часто оказываются за пре-
делами упругости. В статье рассмотрено проектирование вафельной
оболочки, учитывающее потерю устойчивости в области пластиче-
ских деформаций.
В основу проектировочного расчета положено понятие равно-
устойчивой конструкции [1]. В данной работе равноустойчивой счи-
тается подкрепленная оболочка, теряющая устойчивость [2] под дей-
ствием осевой силы с одинаковыми критическими напряжениями
местной и общей потери устойчивости, т. е. отдельной клетки вафель-
ной оболочки или группы клеток. При этом осевая критическая нагруз-
ка
N
кр
считается равной заданной осевой расчетной нагрузке
N
р
, дей-
ствующей со стороны соседних отсеков ракеты. На оболочку дей-
ствует внутреннее давление
p,
которое складывается из давления
наддува и давления столба жидкости
.
Спроектированная с учетом
таких требований конструкция обладает весом, близким к минималь-
ному. Проектировочный расчет подкрепленной оболочки в пределах
упругости представлен в работе [3].