А.В. Новиков, А.В. Сухов, Е.А. Андреев
8
Инженерный журнал: наука и инновации
# 1·2017
ставляет собой контейнер, полость которого ограничена прямоуголь-
ной рамкой
1
и плоскими прозрачными стенками
2
. В нижней части
модели, где ожидаются максимальные скорости течения жидкости,
смонтирован модельный фазоразделитель капиллярного заборного
устройства (
3
), оснащенный двухкомпонентной системой датчиков
Пито (трубки
4
,
5
,
6
,
7
,
8
,
9
), расположенных в непосредственной
близости от фазоразделителя
3
, и системой замера перепада давления
«статическое давление в набегающем потоке — давление в полости
фазоразделителя». Фазоразделитель
3
крепится на опорной плашке
10
.
Рис. 4.
Схема плоской модели топливной емкости и бака
На рис. 4 также представлены положения зеркала жидкости в ха-
рактерные моменты времени при переориентации жидкости под дей-
ствием модельной перегрузки двигательного устройства системы
обеспечения запуска с предположением, что при плесканиях жидко-
сти имеет место только основной тон колебаний, зеркало жидкости
остается плоским и отсутствует диссипация энергии плещущейся
жидкости. На рис. 4 время
t
отсчитывается с момента безударного
улова качающейся части, за масштаб времени принят период первого
тона плоских колебаний жидкости.
Геометрия конструктивно-подобной (масштабной) модели в мас-
штабе 1:5 (рис. 4) полностью определяется геометрией исследуемой
конструкции топливного бака. Оболочки модели выполнены прозрач-
ными (из органического стекла), что позволяет вести видеорегистра-
цию гидродинамических процессов в полости модели. Модель-
ная жидкость — фреон-113 моделирует процессы работы заборных
устройств при испарении криогенного компонента топлива.