1 / 14 Next Page
Information
Show Menu
1 / 14 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 1·2017 1

УДК 621.431.37; 621.454.2 DOI 10.18698/2308-6033-2017-01-1576

Экспериментальное исследование

гидродинамических процессов в топливных баках

с капиллярными системами отбора жидкости

© А.В. Новиков, А.В. Сухов, Е.А. Андреев

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Представлена методика и описано экспериментальное оборудование маятникого

стенда для исследования функционирования капиллярных разделителей фаз топ-

ливных баков жидкостных ракетных двигательных установок. Указано их отли-

чие от существующих установок, которое заключается в получении однозначных

начальных граничных условий в нелинейном диапазоне амплитуд плесканий жидко-

сти и их использовании в топливных баках сложной конфигурации. Рассмотрен

принцип работы маятникового стенда с установленным модельным баком жид-

кости, основанный на эффекте стабилизации зеркала жидкости в положении,

нормальном оси подвеса маятника, при его качании. Приведено описание систем

измерения и регистрации на основе первичных измерительных преобразователей

давления, перепада давления и видеорегистрации. Результаты исследований под-

тверждают использование экспериментальной установки и методику проведения

модельных исследований в процессе разработки внутрибаковых заборных устройств

перспективных жидкостных ракетных двигателей.

Ключевые слова:

жидкостный ракетный двигатель, капиллярные системы отбо-

ра жидкости, модельные испытания, невесомость

Введение.

Одной их задач, решаемых для комбинированного ле-

тательного аппарата жидкостного ракетного двигателя (ЖРД), явля-

ется обеспечение многократного запуска. Проблема заключается

в сплошности жидкости — компонента топлива на входе в заборные

магистрали окислителя и горючего. Существуют несколько типов

устройств для разделения жидкой и газовой фаз [1] (мешки, сильфоны,

поршни), центробежные сепараторы, капиллярные системы отбора

жидкости. Последние в настоящее время широко распространены. Они

просты конструктивно и надежны в работе [2, 3]. Принцип действия

таких капиллярных систем основан на удержании жидкого топлива

перед заборной магистралью за счет сил поверхностного натяжения,

которые возникают в капиллярных каналах сетчатых стенок раздели-

телей фаз. Эффективность капиллярных систем отбора жидкости

определяется прежде всего капиллярной удерживающей способностью

капиллярных разделителей фаз. Капиллярная удерживающая способ-

ность — это максимальный перепад давления, который может воздей-

ствовать на сетчатые капиллярные разделители фаз без потери их рабо-

тоспособности. Удерживающая способность зависит от смачиваемости

материала разделителей компонентом топлива, от коэффициента по-

верхностного натяжения топлива, размеров капилляров (ячеек сетки).