Инженерный журнал: наука и инновации
# 12·2016 1
УДК 629.7.036.54 DOI 10.18698/2308-6033-2016-12-1560
Инновационная методика расчета и проектирования
камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя
© О.В. Короткая
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Изложена методика математического моделирования, позволяющая выполнять
расчеты и проектирование камер сгорания жидкостных ракетных двигателей,
минимизируя количество стендовых испытаний. В настоящее время основным
способом проверки прочности камер сгорания являются многочисленные огневые
испытания. Разработанная методика посредством объединения ряда програм-
мных комплексов (ANSYS, pSeven) позволяет не только выполнить поверочный
расчет конструкции, но также и спроектировать конструкцию с оптимальными
параметрами с учетом заданных критериев. Представлен пошаговый алгоритм
действий. Приведены рекомендации для расчета камеры сгорания жидкостного
ракетного двигателя на нескольких режимах его работы в постановке задачи мало-
цикловой усталости. Предложенная методика апробирована при проектировании
маршевого двигателя 11Д58МФ.
Ключевые слова:
математическое моделирование, метод конечных элементов,
подконструкция, циклическая симметрия, коэффициенты анизотропии, оптими-
зация, напряженно-деформированное состояние, сопло, камера сгорания, жид-
костный ракетный двигатель, каналы охлаждения.
Введение.
Для обеспечения надежности проектируемых маршевых
двигателей необходим анализ прочностных характеристик сопловой ча-
сти и камеры сгорания. Охлаждаемая часть конструкции жидкостного
ракетного двигателя (ЖРД) — трехслойная оболочка, состоящая из ог-
невой стенки и силовой оболочки. Между ними по спиральным каналам
с переменным углом закручивания протекает охладитель.
Ныне не существует отработанной методики точной оценки проч-
ностных характеристик камеры сгорания и сопловой части ЖРД.
В целях решения проблемы проводят многочисленные дорого-
стоящие огневые испытания.
В России оценочные расчеты осуществляют, как правило, по ме-
тодике, предложенной В.И. Феодосьевым [1]. Использование мате-
матического моделирования с помощью современного метода конеч-
ных элементов (МКЭ) позволяет на этапе проектирования создавать
оптимальную конструкцию ЖРД. Такой подход существенно снижа-
ет объем экспериментальных исследований и повышает надежность
конструкции. Однако реализация МКЭ напрямую — трудновыпол-
нимая задача, поскольку для ее выполнения необходим анализ гро-
моздких конечно-элементных моделей, что приводит к необходимости
использования суперкомпьютеров. Вследствие этого применяют тра-
диционные огневые испытания.