Previous Page  7 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 17 Next Page
Page Background

Метод определения факторов риска для автоматизированной системы управления…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 7·2016 7

и

2

p

— «субъективный ИФР») образуют полную группу и опреде-

ляют два класса подмножеств

1

M

и

2

M

, которые являются покры-

тием множества

М

всех ИФР.

Класс с у бъ е к т ивных ИФР подразделяют на

два семейства

:

внешние

и

внутренние

[10]. Очевидно, что признаки классификации

3

р

— «внешний ИФР» и

4

p

— «внутренний ИФР» также образуют пол-

ную группу, поскольку это взаимоисключающие признаки, и порожда-

ют подмножества

11

M

,

12

M

и

21

M

,

22

M

, которые являются покрытием

соответствующих подмножеств

1

M

и

2

M

1

11

12

(

;

M M M

 

11

12

;

M M

  

2

21

22

;

M M M

 

21

22

).

M M

  

Семейства внешних и внутренних источников класса субъектив-

ных ИФР подразделяют на

два вида

:

5

p

преднамеренные

и

6

p

непреднамеренные

.

Очевидно, что класс объективных ИФР не может быть разбит на

эти же семейства, поскольку он содержит только непреднамеренные

источники. По этой причине класс объ е к т ивных ИФР подразде-

ляют на следующие

два семейства

:

7

p

— «

внешняя среда АСУ КА

»

и

8

p

— «

внутренняя среда АСУ КА

».

По такому же принципу проводят дальнейшую декомпозицию

ИФР.

Рассмотрим

систему факторов риска

как результат классифика-

ции их источников, которая соответствует проведенной классифика-

ции всех сфер возникновения ИФР. Следует отметить, что приведен-

ная схема классификации не является единственной. Можно, напри-

мер, провести классификацию по этапам жизненного цикла АСУ КА,

признакам смыслового содержания ИФР или каким-либо иным при-

знакам. Однако какой бы вид классификационной схемы ни был из-

бран, для обеспечения полноты, непротиворечивости и неизбыточно-

сти она должна удовлетворять условиям доказанной теоремы (или ее

следствию).

Исходя из приведенных структур данных полета КА (1) и задач

полета (2), факторы риска можно представить в виде возможности

осуществления на этапе эксплуатации АСУ КА разрушающих ин-

формационных воздействий (РИВ). Эти воздействия могут быть реа-

лизованы лицами из числа оперативного и обслуживающего персо-

нала системы либо по злоумышленным мотивам, либо случайным

образом (табл. 1).

Очевидно, что из перечисленных факторов риска наиболее опас-

ным является фактор, связанный с подменой данных полета КА,

определяющих координаты точки выведения КА.