Термоэмиссионный метод охлаждения лопаток турбин…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 5·2016 7
•
исключения необходимости в специальных каналах для охла-
ждения лопаток турбины;
•
снижения требований по термопрочности к лопаткам турбины и
другим высокотемпературным элементам ГП, поскольку в случае ис-
пользования электронного охлаждения при термоэлектронной эмис-
сии снижаются температурные перепады и напряжения, что упроща-
ет создание лопаток турбины и улучшает их массогабаритные харак-
теристики;
•
устранения зависимости от иностранных поставщиков техноло-
гий и оборудования, что позволяет избежать задержек, вызванных
ограничениями, наложенными исходя из политических соображений;
•
исключения сложных технологических процессов разработки и
создания лопаток турбины и сложных методов диагностики при их
изготовлении и эксплуатации;
•
применения самых современных аддитивных технологий для
производства ГП;
возможность модернизации
в короткие сроки существующих ГП
и технологий их создания до уровня, превосходящего уровень зару-
бежных разработок.
Перечисленные достоинства ТЭСО позволяют сделать следую-
щие выводы.
1.
При использовании предложенной технологии уровень энер-
гетического обеспечения соответствует более высокому уровню тех-
нологического уклада.
2.
Упрощение технологии разработки лопаток турбины на осно-
ве ТЭСО позволит осуществить прорыв в области создания ГП для
космических аппаратов.
Новизна и работоспособность метода подтверждены патентами
на изобретение № 2573551 «Способ охлаждения лопаток турбин га-
зотурбинных установок» [8], № 2578387 «Устройство охлаждения
лопаток турбин газотурбинных установок» [9] и патентом на полез-
ную модель № 151082 [10]. В настоящее время на экспертизе нахо-
дится еще одна заявка на выдачу патента на изобретение.
Данную технологию также можно использовать в топливно-
энергетическом комплексе при создании на основе ГП различных
объектов энергетики (ожидаемая экономия оценивается миллиардами
долларов в масштабе страны), в авиастроении при разработке пер-
спективных широкофюзеляжных авиалайнеров и беспилотных лета-
тельных аппаратов, в кораблестроении при создании ледоколов для
освоения Арктики, а также в двигателестроении. Кроме того, опи-
санную технологию можно применять в нефтегазовой отрасли при
освоении нефтегазовых месторождений, в том числе в экстремальных
условиях. Это позволит снизить издержки и повысить рентабель-