П.В. Круглов, И.А. Болотина
8
Инженерный журнал: наука и инновации
# 5 2016
Из результатов расчетов следует, что при замене двух первых де-
талей в последовательности остальные детали в варианте сборки
дублируют другой, уже рассчитанный вариант. Данная особенность
позволяет сократить половину числа вариантов сборки: с 64 до 32.
Варианты, сгенерированные предлагаемым методом, учитывают
только геометрические ограничения на сборку деталей и не учиты-
вают технологических, организационных требований, которые могут
существенно влиять на маршрут сборки. Такие требования могут
быть формализованы и могут независимо дополнить гиперграф без
дополнительного пересчета вариантов. При добавлении нового огра-
ничения в табл. 1 в соответствии с методом достаточно проверить на
выполнение этого ограничения тот состав вариантов, который уже
сформирован в табл. 2.
Выбор варианта может проводиться на основе целевой функции,
с помощью которой будут учитываться такие факторы, как масса
детали, число сопрягаемых поверхностей и их точность, наличие
допусков на погрешности расположения осей и поверхностей в сбо-
рочной единице и другие показатели. Для развития данной методи-
ки проводятся формализация таких факторов и подбор их весовых
коэффициентов, что позволит разработчику технологии выбирать
вариант маршрута сборки, руководствуясь дополнительными крите-
риями.
Одним из критериев при выборе варианта сборочной технологии
для серийного производства может являться грузооборот по участку,
при расчете которого будут учитываться масса детали и расстояние
перемещения детали и уже собранного узла по участку сборки.
В настоящее время проводятся подготовка данных и разработка ал-
горитма для такого расчета.
Заключение.
В работе описан метод генерации вариантов техно-
логии сборки высокоточных конструкций на основе ориентирован-
ных гиперграфов, позволяющий разработчикам технологии анализи-
ровать значительно большее число вариантов сборки изделия, по
сравнению с обычным путем проектирования. Предложен ориенти-
рованный гиперграф ограничений для высокоточной конструкции
летательного аппарата, рассмотрен алгоритм работы метода, прове-
ден расчет 32 вариантов сборки такого изделия.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Корсаков В.С., Капустин Н.М., Темпельгоф К.-Х. и др.
Автоматизация
проектирования технологических процессов в машиностроении
. Москва,
Машиностроение, 1985. 304 с.
[2]
Павлов В.В.
Некоторые особенности АСТПП в производстве сложных
изделий. Автоматизация технологической подготовки на основе ЕСТПП
.
Москва, Издательство стандартов, 1976, с. 152.