Previous Page  5 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 13 Next Page
Page Background

Применение ориентированных гиперграфов ограничений при проектировании…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 5 2016

5

В частности, рассмотренный выше пример ограничений

D

4–6–2

представлен на гиперграфе следующим образом: от деталей

4

и

6

связи (сплошные линии) через ограничение

D

направлены на де-

таль

2

(штриховая линия). Другой рассмотренный пример ограниче-

ний

J

5–7–4.

Следующим этапом после формирования гиперграфа ограниче-

ний является генерация вариантов последовательностей сборки. При

числе деталей 7 (для упрощенной конструкции летательного аппара-

та F1) число вариантов последовательностей сборки составляет 5 040.

Понятно, что многие из них не реализуемы, и предлагаемый метод на

основе гиперграфа ограничений позволяет отбросить лишние невоз-

можные варианты, предоставляя разработчику технологии выбор из

небольшого множества.

Алгоритм метода.

Алгоритм (рис. 3) метода генерации преду-

сматривает работу с пятью базами данных: деталей, ограничений, ва-

риантов маршрутов размерностью

i

, вариантов маршрутов размерно-

стью

i

+ 1, маршрутов окончательная. База данных деталей формиру-

ется по сборочному чертежу в соответствии со спецификацией

изделия. База данных ограничений содержит набор ограничений,

накладываемых на технологию сборки (см. рис. 2, табл. 1). Базы дан-

ных вариантов маршрутов размерностью

i

и размерностью

i

+ 1 ис-

пользуются для хранения текущих промежуточных вариантов марш-

рутов. База данных маршрутов окончательная содержит полный

набор вариантов маршрутов, соответствующих ограничений и набор,

содержащий все детали.

Генерация вариантов происходит последовательно: от числа дета-

лей в сборке

i

= 1 до числа деталей в сборке

n

=

i

+ 1. Сначала созда-

ются маршруты размерностью 1 (под размерностью понимается число

деталей в маршруте), например, после первого шага будут сгенериро-

ваны маршруты сборки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Затем генерируются маршру-

ты размерностью 2 путем поочередного прибавления к текущему ва-

рианту маршрута деталей из соответствующей базы данных, напри-

мер, 1–2, 1–3, 1–4, …, 2–1, 2–3, 2–4, …, 3–1, 3–2, 3–4, … и т. д.

Начиная с размерности 3 (варианты 1–2–3, 1–2–4, 1–2–5 и т. д.) про-

водится проверка генерируемого маршрута на соответствие ограни-

чениям из базы данных ограничений. Те варианты маршрутов, кото-

рые не соответствуют ограничениям, удаляются и в дальнейшем не

будут использоваться для генерации на их основе маршрутов боль-

шей размерности. Такой подход позволяет значительно сократить

объем расчетов, поскольку будут сразу отсекаться целые ветви нере-

ализуемых маршрутов.