И.В. Матвеев, С.П. Вовченко
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 3·2016
ке;
НКУ
Г
K
— коэффициент готовности наземного комплекса управления
(НКУ) при условии общего НКУ для всех КА в ОГ.
Оценка коэффициента готовности КА.
Коэффициент готовно-
сти КА — вероятность того, что КА окажется в работоспособном со-
стоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых пери-
одов, в течение которых применение КА по целевому назначению не
предусматривается.
Согласно ГОСТ 27.003–90, показатель
КА
Г
K
характеризует
надежность КА (канал связи, ретрансляции) как восстанавливаемого
изделия в пределах и за пределами срока активного существования
(САС) — до наступления окончательного отказа — и является ком-
плексным показателем надежности, характеризующим количествен-
но два основных свойства надежности: безотказность и ремонто-
пригодность (восстановление работоспособного состояния).
Можно предположить, что у КА только одно работоспособное
(номинальное) состояние. Любое другое (неработоспособное) состо-
яние может быть вызвано отказом в какой-либо бортовой системе,
при этом вероятность совмещения двух и более таких отказов прене-
брежимо мала.
Вероятность нахождения КА в работоспособном (номинальном)
состоянии и будет определять его коэффициент готовности.
Частичные отказы в бортовых системах КА могут привести к
разным по длительности перерывам в работе КА по целевому назна-
чению, связанным с восстановлением работоспособности КА в части
стволов (полезной нагрузки).
Анализ перерывов основан на опыте летной эксплуатации по
предыдущим программам КА.
Ожидаемые перерывы в работе КА могут быть двух видов:
•
перерывы из-за отказов резервированного оборудования, ком-
пенсируемые средствами бортовой автоматики;
•
перерывы из-за отказов оборудования, компенсируемые только
с применением средств НКУ.
На основе характеристик перерывов и интенсивностей отказов с
учетом того, что
1
1,2
1,2
T
−
λ >>
, можно приближенно вычислить коэф-
фициент готовности по выражению
2
КА
Г
1
1
i i
i
K
T
=
= − i
∑
, (2)
где
i
i
— частота одиночного отказа для соответствующего переры-
ва;
i
T
— среднее время восстановления работоспособности для соот-
ветствующего перерыва.
Оценка коэффициента готовности наземного комплекса управ-
ления.
Коэффициент готовности НКУ — это вероятность того, что в