Методологические подходы к решению проблем управления…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 2
2016 3
ного анализа, координации и планирования средств НАКУ (ЦСАКП),
Центра управления ретрансляцией и связью (ЦУРС) и органа
распределения целевой информации — Центра полезных нагрузок
(ЦПН), выдвигаются повышенные требования к совершенствованию
методологии управления орбитальными группировками КА.
Основные направления эволюции перспективной космиче-
ской инфраструктуры.
Опираясь на приобретенный опыт управле-
ния пилотируемыми и автоматическими КА и основываясь на разрабо-
танных моделях и технологиях формирования автоматизированных
систем управления, перечислим основные направления эволюции
перспективной космической инфраструктуры.
1. Решение задач управления полетами КА можно рассматривать
как функцию взаимодействующих сложных открытых систем,
направленную на упорядочение, сохранение и повышение их целост-
ности, т. е. на достижение устойчивых состояний в условиях влияния
возмущающих факторов и с учетом поставленных целей.
2. Перспективные системы управления полетами будут состоять
из различного числа управляющих звеньев, причем количество и вза-
имосвязь этих звеньев будет динамически изменяться в процессе ре-
ализации программы полета в зависимости от текущих целей и задач
перспективной космической инфраструктуры.
3. Структура, в рамках которой происходит взаимодействие та-
ких управляющих звеньев, вполне может быть подвержена измене-
ниям от жесткой иерархической организации к усилению горизон-
тальных связей и обратно.
4. При взаимодействии управляющих звеньев одновременно бу-
дут протекать и процессы дифференциации и интеграции. Диффе-
ренциация заключается в появлении новых участников процесса
управления полетом, новых управляющих звеньев, при этом возмож-
на ситуация деления одного участника на несколько управляющих
звеньев. Интеграция — это объединение всех участников управления
полетами в единой системе.
5. Сложность структуры управления полетами космических ком-
плексов будет возрастать как результат постоянного протекания про-
цессов интеграции и дифференциации новых участников процесса
управления полетом, новых управляющих звеньев.
6. Информационный обмен между управляющими звеньями бу-
дет возрастать, в связи с этим будут предъявляться определенные
требования как к средствам обмена информацией, например назем-
ной сетевой инфраструктуре и интерфейсам, так и к методам и про-
цедурам организации взаимодействия.
7. «Центр тяжести» продолжит смещаться от иерархической
структуры, обеспечивающей прямое подчинение одних структурных