В.Г. Крапивцев, В.А. Гуров
4
Шестигранный канал в сборе устанавливали в аэродинамический
стенд. Схема стенда приведена на рис. 4.
Рис. 4.
Схема аэродинамического стенда:
1
— воздуходувка;
2
— напорный трубопровод;
3
— бак-
ресивер;
4
— шибер;
5
— сопло Вентури;
6
— рабочий участок
с моделью ТВС
Стенд представляет собой открытый контур подачи модельной
среды (воздуха) к исследуемому твэльному пучку с фрагментом ди-
станционирующей решетки. Четырехступенчатая воздуходувка обес-
печивает подачу воздуха в напорные трубопроводы стенда с массо-
вым расходом до 1 кг/с и напором до 0,02 МПа. Регулирование
расхода воздуха в контуре осуществляется шибером и контролирует-
ся расходомером, выполненным в виде трубы Вентури. Для устране-
ния пульсаций расхода (помпажа) воздуходувки на входном участке
напорного трубопровода установлен бак-ресивер объемом примерно
20 м
3
.
При проведении экспериментов измеряли следующие параметры
потока:
расход воздуха
G
,
кг/с, через фрагмент твэльного пучка;
распределение статического давления
ст
,
p
Па, в потоке воздуха
по длине твэльного пучка до и после исследуемого фрагмента ди-
станционирующей решетки;
температуру воздуха
T
,
°С
, в потоке;
атмосферное давление
атм
,
p
Па.
Расход воздуха определяли по тарировочной зависимости расхо-
домерного устройства — трубы Вентури, полученной в предвари-
тельных тарировочных испытаниях:
в в
0, 0212
,
G
p
(1)
где
G
— массовый расход воздуха;
в
,
p
в
— перепад давления и
плотность потока воздуха в трубе Вентури.
Перепад давления потока воздуха на расходомерном устройстве
измеряли с помощью водяного
U
-образного манометра с ценой деле-
ния 1 мм. Для определения плотности воздуха в потоке посредством
барометра-анероида с ценой деления шкалы 133,32 Па измеряли ат-
мосферное давление, температуру воздуха — электронным термо-
метром WT-388 с ценой деления 0,1 °С.
Коэффициент гидравлического сопротивления фрагментов реше-
ток определяли по формуле [10]