1
УДК 539.37: 539.4
Оценка влияния обжатия отверстий обшивки
летательных аппаратов на прочность
© К.А. Валуев, А.С. Чернятин
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В работе проанализировано влияние процесса обжатия отверстий под заклепоч-
ное соединение в обшивке летательных аппаратов на прочность и определена
оптимальная величина обжатия, при которой образуемое поле остаточных
напряжений приводит к снижению напряжений под действием эксплуатационных
нагрузок. Для этого в вычислительном комплексе ANSYS Workbench создана пара-
метрическая конечно-элементная модель одноосно нагруженной пластины (об-
шивки) с центральным отверстием, обжимаемым сферическим штампом. Данная
модель обеспечивает комплексное исследование
напряженно-деформированного
состояния
в окрестности отверстия. Проведенные сравнительные расчеты пла-
стины без предварительного обжатия отверстия и с предварительным обжати-
ем показали, что при определенном уровне обжатия можно добиться снижения
максимальных напряжений. Также в работе показано влияние радиуса сфериче-
ского штампа.
Ключевые слова:
штамповка, упругопластическое деформирование, контактная
задача, напряженно-деформированное состояние, остаточные напряжения, ко-
эффициент запаса по прочности
.
Введение.
Одним из путей повышения долговечности обшивки
летательного аппарата (ЛА) является процесс штамповки (обжатия).
При выполнении обжатия в (при-)поверхностном слое металла обра-
зуется зона пластического деформирования, приводящая в результате
к формированию поля остаточных напряжений. Растягивающие оста-
точные напряжения в поверхностных слоях, складываясь с внешними
нагрузками, могут вызывать разрушение деталей в процессе эксплуа-
тации. В то же время создание на поверхности сжимающих остаточ-
ных напряжений затрудняет образование трещин и значительно (иногда
в 2–3 раза) увеличивает усталостную прочность деталей и узлов [1].
Рассмотрению вопроса повышения долговечности тонкостенных
элементов ЛА (обшивки) посредством предварительного обжатия
(штамповки) отверстий заклепочных соединений посвящены различ-
ные работы как теоретического, так и экспериментального характера
[2, 3]. Однако недостаточно опубликовано работ, в которых проводи-
лось бы всестороннее исследование формирования полей остаточных
и активных (при эксплуатационных нагрузках) напряжений с исполь-
зованием численных методов. Поэтому целью данной работы являет-
ся разработка численной
методики
моделирования упругопластиче-