Аэродинамические характеристики возвращаемого аппарата…
9
Рис. 8.
Картины обтекания при
M
= 4,04 и
= 16°:
а
— результаты численного моделирования, схема Русанова;
б
— теплеровская
фотография эксперимента
Рис. 9.
Зависимости аэродинамических коэффициентов:
—
C
x
(M
),
= 0;
—
C
x
(M
),
= 0, dbnsTurbFoam, схема HLLC; —
C
x
(M
),
= 0, dbnsTurbFoam, схема Русанова; —
C
x
(M
),
= 0, rhoCentralFoam; —
C
x
(M
),
= 16; —
C
x
(M
),
= 16, dbnsTurbFoam, схема HLLC; —
C
y
(M
),
= 16; —
C
y
(M
),
= 16, dbnsTurbFoam, схема HLLC
= 0° и
= 16° имеют схожий характер. Коэффициент
y
С
при дозву-
ковых и в начале диапазона трансзвуковых скоростей отрицателен,
что объясняется трансформацией областей отрыва на наветренной
и подветренной сторонах боковой поверхности обратного конуса [4].
Выводы.
Итоги
проделанной работы свидетельствуют о возмож-
ности использования выбранных решателей и схем для моделирова-
ния транс- и сверхзвукового обтекания затупленных сегментно-
конических тел. Видно, что на трансзвуковых скоростях наблюдается
наибольшее расхождение экспериментальных и расчетных данных,
что обусловлено влиянием поддерживающих устройств в экспери-
менте, которое наиболее сильно проявляется при до- и трансзвуко-
вых скоростях набегающего потока. Кроме того, при дозвуковых
скоростях имеет место распространение возмущений против потока,
что необходимо учитывать при задании размеров расчетной области.
Следующим этапом является моделирование выдува струй ТДУ.
Результаты проведенных экспериментальных исследований показа-
ли, что при выдуве блочных струй значительного снижения аэродина-